Я люблю зарубежную, англоязычную, фантастику, читаю её постоянно. Если совсем честно, только её и читаю. На страницах газеты «Территория L» я иногда буду делиться с вами впечатлениями о недавно прочитанных книгах зарубежных фантастах, вспоминать старые, проверенные временем романы и рассказывать о ресурсах и источниках информации, которые, как мне кажется, могут быть полезными для любого, кто интересуется этим жанром. Но сегодня я хочу поговорить о премиях.
Всякий, заходя в секцию зарубежной фантастики книжного магазина, не раз замечал обилие книг в цветных, привлекающих взгляд обложках. Надписи и вырезки из обзоров так и пестрят: «лучший роман такого-то года», «лауреат такой-то премии», «роман, расширяющий границы жанра», «книга, ломающая парадигмы» и т.д. и т.п. Как же разобраться, какая книга достойна внимания? Ведь времени так мало, а столько всего надо прочитать, посмотреть и послушать! Какая из премий «весомее»? Какой роман — новое слово в жанре, а какой — лишь качественная (или не очень) ремесленная литературная поделка, уютно существующая в рамках жанра фантастики?
Наиболее престижными в области зарубежной фантастики считаются две американские премии: «Хьюго» и «Небьюла». Обе премии в равной мере — желанная награда для любого писателя-фантаста. Различие между ними, по большому счету, институциональное: «Хьюго» вручается ассоциацией «фанатов», фэнами, то есть участниками Всемирного конвента научной фантастики; «Небьюла» — уважаемыми литературными критиками и писателями, членами Американской ассоциацией писателей-фантастов. Своё название премия «Хьюго» получила от имени одно из родоначальников жанра научной фантастики и всего фанатского движения в Америке (Фэндома) — Хьюго Гернсбека, легендарного издателя журналов научной фантастики. Сам Гернсбек, кстати, несколько раз выступил и в роли писателя: его перу принадлежит, в частности, утопический роман «Ральф 124С 41+». Роман, прямо скажем, не самый выдающийся (одно название чего стоит — с таким далеко не уедешь!), но не этим Гернсбек значим и велик. Премии «Хьюго» и «Небьюла» вручаются ежегодно по итогам голосования лучшим романам, новеллам, коротким рассказам, а также кино- и телепостановкам.
«Хьюго» впервые была вручена в 1953 году. Тогда лауреатом стал великий английский фантаст Альфред Бестер, удостоившийся награды за роман «Человек без лица». «Небьюлу» начали вручать немного позднее. Первым лауреатом премии в 1966 году стала, по мнению уважаемого жюри, космическая эпопея Фрэнка Герберта «Дюна». Тогда же роман получил и премию «Хьюго». В разное время обладателями наград становились Роберт Хайнлайн, Джеймс Блиш, Дэниэл Киз, Уолтер Миллер Мл., Клиффорд Саймак, Дэн Симмонс, Уильям Гибсон, Артур Клар, Джин Вульф, Октавия Батлер, Майкл Суэнвик, Чайна Мьевилль и др. Иными словами, все те, кто составляют зал славы англо-американской фантастики, имеют на своём счету хотя бы одну из премий, если не обе сразу, что, конечно, говорит только в пользу проницательности и прозорливости членов жюри.
Другой знаковый момент — вручая награду новому опусу, члены отборочных комиссий стараются предугадать и предсказать судьбы развития фантастики. Лауреатами обычно становятся авторы произведений, по-настоящему претендующие на новаторство, ломающие читательские ожидания и наново переосмысляющие жанр в целом. Нечасты случаи, когда один и тот же роман получает обе премии одновременно. И если уж такое случается — это становится настоящим событием в мире фантастики! В своё время роман Уильяма Гибсона «Нейромант» собрал все возможные жанровые награды, включая «Хьюго» и «Небьюла». И действительно роман стал не только культовой книгой, но и породил цело направление в литературе и искусстве — киберпанк. Уильм Гибсон продолжает работать и по сей день, создавая книги в каком-то особом «гибсоновском» жанре. Многие его романы даже трудно назвать фантастическими. Мир романов Гибсона нарочито знаком и привычен, чтобы вызвать у читателя «шок не-узнавания», в котором великий американец Филип К. Дик видел сердце научной фантастики. По-видимому, настоящим возвратом автора к фантастическим корням «Нейроманта» стал его последний на данный момент роман «Периферия».
Много шуму наделала дебютный роман американской писательницы Энн Леки — «Служанка правосудия» (2013). В прошлом, 2014, году роман собрал ворох престижных премий и удостоился наград «Хьюго» и «Небьюлы». Роман, и правда, получился во многих отношениях значимый и важный. И всё же… Обласканная членами жюри фестивалей и конвентов «Служанка», скорее, похожа на коллажную конструкцию, вызывающую у читателя непрестанное чувство дежавю. Традиционно автор научно-фантастического романа предлагает несколько «крючков», вокруг которых и строит повествование. Леки «закидывает» сразу три таких «крючка». Первый: героиня — заточённый в теле человека разум космического корабля. «Крючок» номер два — язык, на котором говорит героиня, не знает грамматических показателей рода. Так, читатель до конца не понимет, ведется ли повествование от лица женщины или мужчины, тем более, что сама героиня всех людей, включая себя, обозначает местоимением женского рода «она» (что понятно, ведь в английском языке существительное «корабль» женского рода). В тексте романа это выглядит интересным и оправданным, так как глаголы в английском языке не изменяются по родам. Любопытно, как русские переводчики справятся с этой непростой задачей. Именно эти два «крючка» и вызывают вопросы. Кажется, что-то подобное — корабль в теле человека и путаница с родами — мы уже читали то ли у Бэнкса, то ли у Ле Гуин, то ли ещё где-то. В общем, эффекта уникальности и первопроходчества роману явно не достаёт. По-настоящему главная удача автора — стиль и художественное оформление романа. Сюжет «Служанки» нелинеен, повествование в настоящем времени перемежается флэшбэками в прошлое героини, когда она ещё была космическим кораблем. За повествованием непросто уследить, но оно того стоит. Порой складывается впечатление, что «Служанка» — образец прозы высокого модерна, но никак не научная фантастика…
Из других престижных жанровых наград особый вес имеет Премия имени Филиппа Дика, которая вручается с 1983 года. Первым её обладателем стал фантаст Руди Рюкер за роман «Софт». Писателям-новичкам присуждается Премия имени Джона Кэмпбелла. В разное время её лауреатами становились Джордж Р. Мартин, Джерри Пурнелль, Брюс Стерлинг, Дэвид Брин, Майкл Суэнвик, Карен Д. Фаулер, Лоис М. Буджолд — ныне именитые писатели, лауреаты множества уже «взрослых» наград. И, конечно, нельзя не сказать пару слов о премии журнала «Локус», ведущего критико-публицистического журнала в области научной фантастики и фэнтези. Премия вручается с 1971 года, финалисты отбираются путём голосования читателей, по итогам которого составляется список авторов, набравших наибольшее количество голосов, в соответствии с чем им присуждаются призовые места. В 2011 году первое место занял роман «Кракен» британца Чайны Мьевилль, одного из наиболее влиятельных современных фантастов, основателя необычного и неоднозначного движения в современной фантастике — «New Weird».
Наград — больших и малых — в мире фантастике множество, но разобраться в них можно, а главное — это того стоит! Система фантастических наград — один из действенных способов попасть в контекст, понять, что вообще собой представляет современный мир фантастической литературы. При всей спорности тех или иных решений членов жюри, их мнению все-таки стоит доверять и руководствоваться им при составлении собственных, личных списков «must read» книг.
Оставьте первый комментарий