На пятом году своего существования единственная литературная награда библиотечного сообщества России «Премия Читателя» меняет статус. Собственно, она изначально и была всероссийской, но читательский спрос, на основе которого формируется лист претендентов, анализировался лишь одной, пусть и федеральной, библиотекой. Период испытаний прошёл успешно: у премии есть имя и авторитет. И теперь учредители «Премии Читателя» выводят награду на новый, в буквально смысле всероссийский уровень: с 2020 года премия перестаёт быть наградой от РГБМ и становится премией библиотечного сообщества России.
О «Премии Читателя» написано за четыре года немало (в том числе и автором этих строк). Поэтому повторю лишь «основы».
«Премия Читателя» была учреждена в конце 2015 года Российской государственной библиотекой для молодёжи (РГБМ) при поддержке Российской библиотечной ассоциации (РБА), Союза Литераторов РФ, Русского ПЕН-Центра, Интернационального Союза писателей, Литературного института им. А.М. Горького. Вручается автору лучшей русскоязычной книги за прошедший год по результатам анализа читательского спроса в библиотеке и на портале «ЛитРес», а также финального голосования жюри, состоящего из молодых читателей в возрасте от 15 до 35 лет.
Запуская этот проект, мы отталкивались от простой мысли: существование литературных премий, учреждённых библиотеками, — логично и дополнительных объяснений-разъяснений не требует: главный «оценщик» всегда был и будет его величество Читатель. Однако в России ни в советские годы, ни в постсоветские так и не вызрело мало-мальски значимой литературной награды от библиотекарей. В лучшем случае библиотеки «прикреплялись» к какой-нибудь уже существующей награде в качестве информационных или «площадочных» партнёров. И, увы, чаще всего библиотека в данном контексте рассматривалась именно в плане площадок, но не как организация, литературу поддерживающая и даже способная влиять на формирование «объективного восприятия» читателем современной литературной сцены (разумеется, это и очень высокая степень ответственности для библиотек).
Нам хотелось хоть немного переломить ситуацию, в реальном, а не в метафорическом смысле включить библиотеки в литературный контекст, а читателя, в свою очередь, литературно социализировать, переложив на него ответственность за сделанный выбор. Именно за читателем остаётся последнее слово: не библиотекари, не эксперты-критики, формирующие лонг- и шорт-листы, а молодые читатели выбирают Своего автора и Свою книгу, созвучную их мыслям и чаяниям, способную ответить на вопросы современной молодёжи. И что особенно важно — молодой читатель никак не связан узами «корпоративной ответственности», ему не важны клановые и коммерческие интересы, для него есть только один абсолют — Текст.
Это, так сказать, базис, на котором держится вся концепция «Премии Читателя». Менялись детали, «механика» аналитики при формировании лонг-листа, но основа никогда. За четыре года читательское жюри ни разу не ошиблось, ни разу не сделало сомнительного выбора. Лауреатский список это подтверждает: Вадим Панов (2016), Гузель Яхина (2017), Алексей Слаповский (2018), Виктор Пелевин (2019)…
Говоря о «единственности» подобной премии, мы, конечно же, имеем в виду нашу страну. В западной «наградной традиции» как раз существует целый ряд наград, присуждаемых писателям библиотечными сообществами. Любопытно, кстати, что большинство из них, как и наша «Премия Читателя», тоже появилось в новом тысячелетии, что наводит на «подозрение» о возникшей актуальности библиотечного голоса в литературном процессе. Давайте, просвещения ради, пробежимся по списку. Только наиболее заметные, в реальности их больше.
Старейшая и самая известная — «Секвойя» (Sequoyah Book Award), с конца 1950-х годов вручаемая Оклахомской библиотечной ассоциацией (Oklahoma Library Association — OLA) авторам художественных произведений для детей и юношества (эти две категории «разнесены» номинациями). Премия носит имя индейского лидера Секвойя, внёсшего огромный вклад в разработку письменности индейцев Чероки и сохранение культурного наследия этого племени. «Секвойя» присуждается в трёх номинациях: детская литература, подростковая и юношеская. В 2000-х процесс выбора новых лауреатов максимально демократизировался: проголосовать за кандидата может любой читатель на сайте премии — для этого нужно только заполнить весьма подробную анкету, в которой необходимо обосновать свой голос. Церемония награждения традиционно происходит в ноябре.
В 2008 году свою награду — «Fiction Prize» — учредила Библиотека Конгресса США. Приз вручается с формулировкой «За многолетние достижения на поприще художественной литературы и за оригинальность текстов, посвящённых американской жизни». Церемония награждения происходит на ежегодном Национальном книжном фестивале.
Кроме того, не так давно Библиотека Конгресса «придумала» ещё одну весьма оригинальную награду (хотя тут, возможно, правильнее говорить о стипендии) — «Национальный посол в области литературы для молодёжи». Оригинальную — потому что лауреат должен «отработать» её. Например, свежеиспечённый «посол», писатель Джейсон Рейнольдс, автор полутора десятков книг для молодёжи, в течение двух лет будет ездить по небольшим библиотекам, встречаться с молодёжью, популяризируя важность литературного творчества и организуя интервью с молодыми читателями (проект «Возьми микрофон — расскажи свою историю»).
В 2009 году Американская библиотечная ассоциация (ALA) и Ассоциация библиотечных сервисов для молодёжи (YALSA) учредили Премию имени Уильяма Морриса (Morris Award), которая присуждается молодым писателям за лучший дебют в области художественной литературы для детей и юношества.
На волне коммерческого успеха формата аудиокниг в начале 2000-х появилась премия «Одиссей», которую ALA ежегодно вручает авторам и издателям лучших аудиокниг для детей и юношества на английском языке.
Центр молодёжной литературы Государственной библиотеки Виктория (Австралия) с 2007 года вручает международную премию «Инки» (The Inky Awards) в двух категориях: за лучшее художественное произведение, созданное австралийским автором, и лучшее произведение зарубежного автора.
Как видим, зарубежный бэкграунд у «Премии Читателя» солидный. И вместе с тем, что не может не радовать, отечественная награда не калькирует заокеанский опыт и не дублирует опыт российских литературных премий. Она заняла свую эксклюзивную нишу.
Думаете просто громкая фраза?
Однако «Премия Читателя» и в самом деле на сегодняшний день единственная литературная премия, где для выявления лучшего из лучших учитываются сразу три фактора: анализ читательского спроса в библиотеках, экспертная оценка (литературные критики, журналисты, библиотекари) и реальный читательских выбор (финальное голосование членами Молодёжных читательских советов). Иначе говоря, легитимность лауреатства подтверждается тремя главными инстанциями: библиотекой, литературным сообществом и его величеством Читателем. Какие уж после этого могут быть сомнения, заслужил ли писатель свой хрустальный диплом!
Ну, а теперь вернёмся к тому, о чём сказали в самом начале: с этого года премия реально, а не на бумаге приобретает всероссийский статус. Теперь это литературная награда библиотечного сообщества России.
Приглашение к библиотекам, работающим с молодёжью, включиться в премиальный процесс, стать партнёрами и экспертами премии мы озвучили ещё в декабре 2019 года на четвёртой церемонии награждения. В первые два месяца года 2020-го мы провели для библиотек вебинар и разослали письменные приглашения.
Что же изменится в этом году?
Во-первых, расширится «штат» жюри, в который входят, напомню, члены Молодёжных читательских советов библиотек (и «Премия Читателя» в известном смысле оказывается стимулом для формирования подобных волонтёрских групп при библиотеках).
Во-вторых, мы получим более широкий срез читательского спроса: теперь учитывается и анализируется читательский спрос всех библиотек-партнёров. А значит, лонг-лист обретает бОльшую репрезентативность.
В-третьих, уже сейчас мы серьёзно укрупнили и укрепили библиотечными именами Экспертный совет — важный, реально работающий «орган», ответственный за формирование шорт-листа, на основе которого жюри и голосует.
Расширение, увеличение числа участников процесса, конечно же, влечёт за собой и коррекцию всех премиальных процедур.
Сценарий сезона «Премии Читателя» выглядит так.
В апреле—июне библиотеки-участницы проводят анализ читательского спроса в своей библиотеке в печатном и электронном форматах. На основе анализа формируется рейтинг наиболее спрашиваемых книг, изданных в предыдущий награждению календарный год. Учитываются только новые издания ныне живущих русскоязычных авторов-прозаиков. Каждая библиотека–участница имеет право от себя номинировать от 5 до 10 книг. Итоги высылаются координатору премии.
На основе полученных от библиотек списков координатор формирует лонг-лист — самых востребованных современных русскоязычных авторов прошлого года по версии молодых читателей российских библиотек. В конце июня — начале июля лонг-лист публикуется в СМИ, а также на сайтах партнёров и в социальных сетях. И в «дело вступает» Экспертный совет, в который входят известные литературные критики, книжные журналисты, литературоведы и библиотекари. Исходя из качественных критериев, они формируют шорт-лист. Каждый эксперт номинирует из длинного списка 5—10 книг. Совпадения и образуют финальный короткий список (как правило, это 10—12 книг).
Кстати, уникальность шорт-листа «Премии Читателя» — в его прозрачности: вы видите, кто из экспертов какую книгу отметил для её включения в список.
Летом шорт-лист (о котором массовый читатель узнает лишь в сентябре, поскольку оглашать его за полгода до церемонии просто непрактично) получают все члены жюри. Напомню, в жюри «Премии Читателя» входят все члены Молодёжных читательских советов библиотек — молодые люди от 15 до 35 лет. Напомню также и то, что только их голоса в конечном счёте являются решающими.
Жюри выявляет победителя путём анонимного голосования. Каждый член жюри оценивает книги шорт-листа по классической пятибалльной шкале. Осенью результаты суммируются. Лауреатом считается писатель, набравший наивысший балл.
Церемония награждения традиционно уже проводится в конце ноября — начале декабря на книжной ярмарке Non/Fiction, где новоиспечённый лауреат получает хрустальный диплом из рук лауреата прошлогоднего и самых главных и строгих судей — молодых читателей…
Я обрисовал, конечно, лишь общую схему. Жизнь вокруг и внутри премии довольно разнообразна и включает в себя не только пресс-конференции и награждения, но и научную работу — социологию чтения (анализ читательских спросов), и активности Молодёжных читательских советов (организация интервью и встреч с писателями-претендентами, конкурсов рецензий и т.д.), и проведение мастер-классов для творческой молодёжи, и т.д., и т.п.
Новый, юбилейный пятый, сезон уже стартовал. Работа впереди — большая и интересная. Ведь теперь мы делаем её не в одиночку, а большой компанией.
Оставьте первый комментарий