В наступившем году мы планируем проанализировать, какие изменения произошли (или не произошли) в библиотечном поведении посетителей РГБМ за последние несколько лет. Но фактически эта работа началась уже осенью минувшего года. Было проведено анкетирование, опрос на флипчартах, собрана некоторая информация о выдаче библиотечных материалов на дом. Полученные данные позволяют сделать определённые — предварительные, конечно, — выводы.
Главный, пожалуй, из этих выводов: деловые и свободные мотивы обращения в РГБМ находятся в относительном равновесии, но свободные всё же превалируют. Отвечая на вопрос анкеты, с чем связан его сегодняшний визит в библиотеку, каждый второй (125 человек из 250) выбрал вариант «с учёбой, работой, подработкой». При этом вариант «с личными интересами, хобби» выбирался гораздо чаще — двумя из каждых трёх респондентов. То есть свободные мотивы значимее — что правильно для публичной библиотеки, каковой является РГБМ. Однако деловые мотивы также очень важны, что логично: большинство наших посетителей — учащиеся (чаще всего студенты), деловое (учебное) чтение является значимой частью их жизни и во многом определяет их круг чтения. Собственно, полученные нами цифры демонстрируют ситуацию, издавна известную библиотекарям: многие «деловые» посетители берут домой или (реже) читают в залах и что-то лично их интересующее, «для души».
Массив выдач на абонементе также демонстрирует примерно равную роль делового и свободного чтения (конечно, здесь надо учитывать, насколько точно мы можем в каждом конкретном случае судить о мотивах). Однако при сравнении значимости нон-фикшн и художественной литературы выявляются принципиальные различия. Более 70% попавших в нашу выборку выданных книг нон-фикшн — это деловое чтение. Из них, в свою очередь, более 70% — книги по гуманитарным и общественным наукам. Такие цифры подтверждаются и данными анкетирования, и наблюдениями. Они соответствует контингенту пользователей РГБМ, значительную часть которого составляют студенты-гуманитарии. А ещё материалы этой тематики необходимы и школьникам, и студентам негуманитарных вузов.
На первом месте здесь книги для изучающих языки (учебники, пособия, самоучители, книги на языках — более четверти выдач из всей гуманитарной литературы). Далее следуют психология и философия, затем история, литературоведение, искусствоведение, педагогика, экономика, маркетинг (в частности, реклама). Естественные и технические науки дают гораздо меньше выдач. Что касается выдач художественной литературы, то здесь деловые (учебные) мотивы определяют лишь 20%; это программная литература, чаще всего русская классика. Похожую картину мы видим при анализе результатов анкетирования.
То есть можно сказать, что деловое чтение пользователей РГБМ — это в основном нон-фикшн, а обращение к художественной литературе определяется чаще всего свободными мотивами. При этом наиболее популярна у молодых людей современная зарубежная литература – особенно так называемая жанровая (фэнтези, детективы и в целом остросюжетная), однако не только она.
Анализируя библиотечное поведение, замечаем, что большинство (около 70%) из тех, кто заполнил анкеты, пришли к нам в дни опроса, чтобы взять материалы на дом; для некоторых эта цель была единственной. Более трети отметили, что хотят поработать в залах (аналогичные данные мы сняли с флипчартов). При этом каждый четвёртый принёс с собой собственные материалы; такая возможность, судя по всем предыдущим опросам наших пользователей, является для них чрезвычайно важной. Наличие в библиотеке вай-фая значимо, если верить полученным данным, примерно для 20%, но наблюдения за посетителями наводят на мысль, что таких молодых людей на самом деле может быть и больше.
Характерно, что 20% участников анкетирования выбрали вариант «отдохнуть, пообщаться, хорошо провести время». Среди участников опроса на флипчартах таких оказалось ещё больше — около 30%. Вероятно, большинство этих молодых людей пришли в РГБМ не только за этим. Но комфортная обстановка и технологические возможности библиотеки, позволяющие «сочетать полезное с приятным», дружелюбная атмосфера — вот причины того, что они проводят здесь и свободные часы.
А около 5% отметили в анкете вариант «на заседания клубов, студий и т.п.». Немного — но можно предположить, что и этому меньшинству анкеты попали в руки довольно случайно. Исследования прошлых лет, наши наблюдения показывают, что с собственно «читательской» библиотечной аудиторией почти не совпадает другая, организующаяся вокруг того, что сегодня называют «активностями». (Это ужасное, противное русскому языку слово-калька стало заменять не менее ужасное слово «мероприятия», проясняя инициативу, заинтересованность самих участников. Да, русский язык, конечно, могуч и велик, но пока в нём не нашлось термина для описания соответствующих явлений, как не нашлось, например, слова для обращения к человеку — хоть на улице, хоть в объявлении, хоть в анкете…)
Эта аудитория РГБМ — те, кто приходит на заседания клубов, на лекции, встречи, презентации, концерты и пр., — в основном, конечно, «свободная»: людей объединяют общие интересы, желание что-то конкретное узнать, чему-то научиться. С другой стороны, подобные желания могут оказаться вполне прагматическими, тогда речь пойдёт уже о деловых мотивах. Или, например, ведёт встречу преподаватель, в зале — его студенты, тема вполне академическая или даже идеологическая, при этом отнюдь не на всех лицах написан интерес к происходящему — тут, вероятно, со свободными мотивами не всё гладко… Но, так или иначе, аудитория «активностей» очень велика (стоит поглядеть на Афишу РГБМ) и нуждается в специальном изучении. Это будет, вероятно, одной из задач исследования 2018 года.
Оставьте первый комментарий