В начале октября молодёжный интернет-журнал МГУ «Татьянин день» и издание «Стол» запустили онлайн-проект «Студенты революции», посвящённый участию молодёжи в событиях столетней давности. Перед читателями сайта разворачивается панорама революционного года глазами тогдашних студентов и аспирантов.
«Революция произошла 100 лет назад. Когда только начинался проект, мы пытались найти хронику, но её было очень мало, — рассказала продюсер проекта Татьяна Скрабанская на презентации в Российской государственной библиотеке для молодёжи. — 135 тысяч учащихся учебных заведений — это 135 тысяч историй студентов, которые пережили эти события, были в их гуще, наблюдали за ними. И мы решили, что эти истории надо осмыслить: как и почему люди пришли к осознанию, что произошла катастрофа».
«Костяк» сайта составили дневники и воспоминания семи студентов 1917 года, чьи имена сегодня широко известны — социолога Питирима Сорокина, писателей Бориса Зайцева и Константина Паустовского, педагога Михаила Воронкова, философа Михаила Бахтина, переводчика Николая Вредена, публициста Сергея Эфрона, а также школьной учительницы Ольги Бессарабовой, вошедшей в историю как раз благодаря дневниковым записям. Эти свидетельства складываются в целостную картину, где радость и эйфория февраля–марта сменяются ужасом октября, а в конце года общим настроением становится горечь.
«Я вспоминаю прошедший год с чувством горечи и разочарования», — пишет в декабре приват-доцент (или, говоря современным языком, аспирант) Петроградского университета Питирим Сорокин. Тот самый активист Партии социалистов-революционеров, который горячо приветствовал Февраль, был избран членом ЦИК I Всероссийского съезда Советов крестьянских депутатов и, хотя нелицеприятно свидетельствовал о реалиях революционного Петрограда, искренне верил в идеалы Февраля.
А вот в дневнике слушательницы Высших женских курсов В.А. Полторацкой Ольги Бессарабовой — иной угол зрения: «Не могу отвязаться от навязчивой фразы Уайльда из Саломеи: “Я слышу взмахи крыльев смерти в этом доме”. Но даже не смерти, а хуже. Да, да, да. Вроде летучей мыши, что-то вьется над прекрасным этим домом. Ради Шуры не хочу додумывать. Господи, сохрани этот дом. Дай ему мир. Сбереги его».
И совсем необычными, выбивающимися из общего фона выглядят воспоминания Михаила Бахтина (в 1917 году — студента Петроградского университета): «Я не приветствовал Февральскую революцию… Более того, я бы сказал, мы были настроены очень пессимистически: мы считали, что дело кончено».
Параллельно со свидетельствами из 1917 года на сайте можно увидеть фильм о нашем современнике — студенте Тверского университета Данииле Корпусове. Под музыку, написанную для проекта композитором Александром Тавризяном, он рассказывает о себе и своём отношении как к революционным событиям, так и к нынешней действительности. Его монологи обрамляют отрывок из воспоминаний юнкера Александровского военного училища Бориса Зайцева и стихотворение Александра Блока «Рождённые в года глухие…» (оно, хотя и написано в 1914 году, как нельзя лучше характеризует самоощущение студентов революции) в исполнении актёра театра и кино Игоря Ветрова.
«В год юбилея революции мы специально выбрали такую узкую тему, — комментирует главный редактор «Татьяниного дня» Даниил Сидоров. — Исследований в СМИ по ней не существовало (можно было найти только обрывочные сведения), и после нас они вряд ли уже будут: любому, кто решит написать о студентах в 1917 году, придётся так или иначе опираться на наш проект. Кстати, создан он почти на чистом энтузиазме — вложения обоих изданий оказались минимальными».
Читателю сайта предлагается множество сопутствующих материалов: это и статистическая информация о среднем студенте 1917 года (рост — 168 см, вес — 59 кг, шанс дожить до 30 лет — 38%), и подборка «Святые студенты революции», и фотопроект «Портрет студента», и три опроса, и рассказ о книгах, которые читали студенты той поры. Ректоры трёх российских вузов и шести ведущих духовных школ Русской православной церкви ответили, что будут делать, если революция случится завтра, а шесть экспертов оценили реальную роль студенчества в событиях Февраля и Октября.
Каждый из экспертов взглянул на ситуацию со своего ракурса. Доцент исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Фёдор Гайда заметил, что из-за действий царского правительства к 1917 году говорить о серьёзном студенческом движении не приходилось, а писатель Александр Архангельский подчеркнул, что в истории известна только одна студенческая революция — 1968 года. Профессор Московской духовной академии Алексей Светозарский подробно рассказал о роли студентов в событиях октября 1917 года в столице. В свою очередь, публицист Николай Сванидзе констатировал, что подвиг юнкеров сейчас не вспоминают — он никому не нужен. Наиболее творческая, ответственная часть студенчества значительную часть времени уделяла образованию, — обратил внимание заведующий кафедрой церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов. Наконец, телеведущий Феликс Разумовский напомнил ироничное высказывание Антона Чехова: «Студент бунтует, чтобы барышням нравиться».
«В революцию произошло то, что потом расцветало в XX веке, особенно при тоталитарных режимах — отказ человека от самостояния. В какой-то момент человек решил доверить свою совесть кому-то другому, и тогда шлюзы были открыты. Задраить их не удалось — сейчас ещё эти проблемы не изжиты. А чтобы над ними работать, надо создавать проекты, подобные нашему», — резюмирует главный редактор медиапроекта «Стол» Андрей Васенёв.
Презентации «Студентов революции» уже прошли в Москве, Твери и Санкт-Петербурге. 11 ноября проект собираются представить в Торжке, в планах — презентации и в других городах.
Оставьте первый комментарий