Тайна Ивана Грозного

Александр КУНИН

Несколько лет назад в стенах Центра комиксов РГБМ родилась идея описать всю историю отечественных комиксов. Казалось, что дело это нехитрое, да и о чём именно рассказывать — тоже было понятно. Но с рисованными историями всегда так: при первом приближении всё выглядит элементарно, а приглядишься повнимательнее — и ахнешь от избытка сложностей, потайных смыслов и неожиданных обстоятельств.

 
До недавнего времени принято было считать, что в нашей стране рисованные истории появились в конце 1980-х годов, с возникновением легендарной комикс-студии КОМ, а затем студии «Муха» и т.п. Что в советское время комиксов у нас никаких не было. А предтечами рисованных историй являются лубок и житийные иконы. И поэтому любые исторические экскурсы по комиксам в России неизменно начинались чуть ли не с наскальных рисунков, а через пару слайдов лекторы переключались уже на реалии начала 1990-х гг. Существовал и другой миф — что точка отсчёта для истории комиксов в России — это обязательно какая-то конкретная книжка, или конкретный рисованный лист, или конкретный автор.

Оказалось, что рисованные истории появились у нас давно. Только, во-первых, на американскую индустрию это никогда не было похоже. А во-вторых, называлось всегда по-разному. Одни из первых примеров отечественных рисованных историй можно найти в знаменитой «Царь-книге», которая была создана ещё в XVI веке по заказу самого Ивана Грозного. Впервые такую связь отметил исследователь и переводчик Михаил Заславский. Эта рукописная книга, посвящённая отечественной и мировой истории, была создана в единственном экземпляре по специальному заказу для детей монарха. Какие-то истории в ней были просто проиллюстрированы, а какие-то представлены полностью в виде последовательности изображений так, как это свойственно рисованной истории. «Царь-книга» сохранилась, она состоит из 10 томов, и часть из них хранится в Государственном историческом музее, часть — в Национальной библиотеке в Санкт-Петербурге и несколько томов — в Библиотеке Российской академии наук. Кстати, имена художников, работавших над «Царь-книгой», остались неизвестными для широкой публики. Так что имя первого отечественного комиксиста — ещё одна тайна Ивана Грозного.

Известно, что культура американского комикса начиналась с газетных стрипов, коротких комиксов из трёх-пяти кадров. В стрипах, как правило, неизменными остаются только ключевые герои, являясь стержнем сериала, но каждый стрип — это короткий поучительный или сатирический сюжет, в основе которого один курьёзный случай. Так вот жанр стрипа известен в России с середины XIX века! Начиная примерно с 1860-х и вплоть до 1980-х гг. это был едва ли не основной жанр рисованных историй в нашей стране. Произведения подобного жанра активно публиковались в журналах сатирических и для семейного чтения, а затем и в журналах для детей.

По нашим рисованным историям любопытно изучать изменения общественных настроений. Такая возможность обусловлена самой спецификой жанра. Реплики в облачках максимально приближены к тому, как было принято общаться в пору создания рисованной истории, или же они свидетельствуют о том, как было модно или выглядело приличным в те годы выражаться. Рисованные истории — это зеркало общества, как в плане сюжетов, так и в характере визуальных образов.

Развитие отечественных рисованных историй — это благодатная почва для исследователей различного профиля, не только для антропологов и культурологов, но и для историков книги.

За рамками внимания современных исследователей до сих пор остаются судьбы многих комиксистов первой половины XX века. Это авторы журналов «Шут», «Сверчок», «Искорка», «Бич», «Иллюстрированная Россия» и ряда других. Мало исследована «комиксная» история «Мурзилки», «ЧИЖа», «ЕЖа», «Крокодила» и «Веселых картинок»… Конечно, И. Симаков, И. Семенов, М. Дризо, Б. Малаховский, Н. Радлов, Б. Ефимов, К. Елисеев, Н. Муратов, И. Астапов, К. Бекташев, Н. Зверев и многие другие художники XX века занимались самыми разными графическими жанрами. И, безусловно, сами себя комиксистами они не считали и даже слова такого в ту пору не знали. Но, тем не менее, к становлению отечественной культуры рисованных историй они имеют самое непосредственное отношение.

В 1970–1980-е гг. элементы жанра ворвались в нарождающийся мир отечественного современного искусства. Своего рода проводниками рисованных историй стали Г. Литичевский, К. Звездочётов, Л. Тишков и многие другие. И уж я не говорю о бурных 90-х…

Одним словом, вместо краткого и всеобъемлющего обзора истории комиксов в России у меня получился самый настоящий цикл лекций! Это трогательное остросюжетное повествование, вплетённое в контекст самых важных, ключевых событий отечественной истории.

И вы знаете, друзья, изучая историю комиксов в России, мы заново открываем для себя историю нашей страны. Она предстаёт перед нами живым и сложным организмом, который нуждается в нашем анализе, осмыслении и понимании.

Хм… Вообще-то я не планировал использовать свою колонку в «Территории L» для рекламы, но всё же… Приглашаю посетить мои лекции из цикла «История комиксов в России», которые я читаю раз в месяц в Библиотеке для молодёжи. А также приезжайте в апреле 2018 года на фестиваль «КомМиссия» в Музей Москвы, где в пределах фестивальной недели весь цикл будет прочитан снова.

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*