32 года назад произошло знаменательное событие — во время школьных весенних каникул 1985 года на Первом канале центрального телевидения разорвалась маленькая психотропная бомба. Осколки с той или иной силой поразили сердца юношей в возрасте от десяти до шестнадцати лет. А может быть, задело и кого-то постарше. Пострадавшие засыпали письмами телевидение, киностудию им. М. Горького, режиссёра Павла Арсенова и даже автора сценария Кира Булычёва, хотя сценаристы, как правило, в таких случаях остаются в стороне. Но этот случай был особенным… Вы уже, наверное, догадались, что речь идёт о культовом многосерийном телефильме «Гостья из будущего». В прошлом году его создателю, режиссёру Павлу Арсенову исполнилось бы 80 лет.
Что же произошло? Как вышло, что обаяние булычёвской героини Алисы Селезнёвой вошло в настоящий резонанс с обаянием одиннадцатилетней Наташи Гусевой, исполнившей эту роль, и образовавшаяся ударная волна была столь сильна, что разбила не одно мальчишеское сердце? Ведь были и раньше хорошие фантастические фильмы, например, «Через тернии к звёздам» или «Приключения Электроника»; были и отличные подростковые мини-сериалы, вроде «Трёх весёлых смен» или «Приключений Петрова и Васечкина». Но только «Гостья из будущего» кроме потока писем спровоцировала поток анекдотов. Природа этих потоков сходная: те, кто не решался написать письмо, сублимировал свою сердечную боль, рассказывая сексуально окрашенные анекдоты о похождениях Алисы и робота Вертера. Эта звездная пара встала в один ряд со Штирлицем, поручиком Ржевским, Винни-Пухом, Василь Иванычем и Петькой — героями, шагнувшими с экрана в фольклор. Фильм «Гостья из будущего» стал культовым, может быть, единственным отечественным культовым детским фильмом.
Родился Павел Арсенов в 1936 году в Тбилиси, там же закончил геологоразведочный институт. Однако по профессии почти не работал — устроился рабочим на киностудию «Грузия-фильм». Это и определило его дальнейшую судьбу. Вскоре он уже был в Москве, трудился на студии научно-популярных фильмов и учился во ВГИКе. В 1963 году он закончил мастерскую Г. Рошаля и стал работать ассистентом режиссёра на студии им. Горького. В этом качестве он принял участие в работе над фильмом «Приключения Кроша» (1962). Затем были две самостоятельных короткометражки «Подсолнух» (1963) и «Лёлька» (1966), и забавная авантюрная мелодрама «Спасите утопающего» (1967).
Следующая киноработа Арсенова достойна более подробного внимания — этот фильм может служить отличным примером отточенного стиля при весьма необычной форме. Экранизируя пьесу итальянца Карло Гоцци, Арсенов соединил на экране условность комедии дель арте с традициями российских музыкальных романтических киносказок. Изумительный актёрский состав фильма «Король-олень» (1969) — Юрий Яковлев, Сергей Юрский, Олег Ефремов, Елена Соловей, Олег Табаков — отлично разыграл в барочных декорациях трогательную историю о том, что любящее сердце способно узнать своего избранника, в кого бы он ни превратился. Нарисованные олени, игрушечные лошади не кажутся наивными, а удивительно точно передают на экране фантастическую условность.
Следующая работа режиссёра — психологический фильм «И тогда я сказал нет» (1973) — повествовал о сложных взаимоотношениях в подростковой уличной среде послевоенного Тбилиси. Зато сразу за ним следовала музыкальная сказка «Вкус халвы» (1975) о приключениях известного героя восточных сказок Ходжи Насреддина. Оригинальность работы в том, что во всех известных сказках Насреддин взрослый, а это картина о его детстве. Такой необычный приём позволяет сравнить этот фильм с гораздо более поздними американскими картинами: «Молодым Шерлоком Холмсом» (1985) Барри Левинсона и «Капитаном Крюком» (1991) Стивена Спилберга, в котором действует возмужавший Питер Пэн.
Далее следовали две романтические мелодрамы о первой любви «Смятение чувств» (1977) и «С любимыми не расставайтесь» (1979). Причём обе получили премии на Всероссийских кинофестивалях среди детских фильмов (1979, 1980).
Потом был почти пятилетний перерыв, пока, наконец, в 1984 году не была снята «Гостья из будущего». Фильм снимался трудно, в его будущий успех никто не верил, студийное и телевизионное начальство считало, что подобные истории советским школьникам не нужны, денег на воспроизведение Москвы XXI века и зоопарка инопланетных животных катастрофически не хватало. И всё-таки фильм был вытянут — на игре актёров, на добром и остроумном сценарном материале Кира Булычёва, на личном обаянии Наташи Гусевой и, конечно же, на энтузиазме Павла Арсенова. Этот телефильм принёс заслуженную славу всем, кто принимал в нём участие, а лирическая и оптимистичная песня «Прекрасное Далёко» стала гимном романтиков нового поколения, верящих в безоблачность своего грядущего.
Оставьте первый комментарий