Новыми путями

Ксения Косачкова

© Говорящий Дронт

Накануне Нового года к месту поговорить о новых и перспективных практиках библиотек, тем более что примеров тому наберётся немало. Так, например, сегодня библиотеки проводят литературные стендапы, молодёжные встречи в формате World cafe, мероприятия по развитию актуальных компетенций и навыков, реализуют электронные краеведческие проекты и открывают современные молодёжные пространства. Подробнее об этом читайте в нашем дайджесте.

В последнее время библиотеки страны начинают активно осваивать формат стендапа, который предполагает публичное выступление оратора по той или иной теме, поданной в живой и развлекательной манере, как правило, с юмористическим акцентом. Широкое распространение библиотечный стендап получает в разных направлениях, в том числе и в литературном. Креативные литературные стендапы проходят, например, в Мурманской областной детско-юношеской библиотеке имени В.П. Махаевой. Недавно, 24 ноября, состоялся финал очередного такого стендапа — «Дронт в бункере», который был выстроен вокруг жанра постапокалиптики. К участию в нём приглашались молодые люди в возрасте от 16 до 24 лет. Желание попробовать себя в современном мероприятии изъявили 26 человек, из которых 16 приняли участие в открытых прослушиваниях и 10 вошли в финал. Проведению мероприятия предшествовала тщательная подготовка: специалисты библиотеки отбирали книги по научной фантастике, опираясь на отзывы критиков, списки литературных премий и разнообразие постапокалиптических тем, поднятых в произведениях. Путём жеребьёвки книги распределялись между участниками. Далее молодым людям предстояло за месяц прочитать и проанализировать доставшееся им произведение и продумать на его основе стендап. В целях содействия участникам в подготовке стендапа в библиотеке проводились мастер-классы и воркшопы. Советами по тому, как выстроить своё выступление и сделать его ярким и смешным, делился с молодёжью мурманский стендапер Дмитрий Амелькин.

Консолидированным мнением жюри, в состав которого вошли филологи, писатели-фантасты и актёры, победителем определена ученица девятого класса Мурманской гимназии № 2 — Полина Лупилина, подготовившая выступление по книге Филипа Киндреда Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». Приз зрительских симпатий завоевал ученик 8 класса Кадетской школы — Михаил Бояринцев, который представил книгу Роберта К. О’Брайена «Z значит Захария».

Свой конкурс ораторского мастерства «Литературный стендап» провела с 1 июля по 1 ноября Московская губернская универсальная библиотека. Участие в нём приняли школьники и студенты Московской области в возрасте от 13 до 21 года. По условиям состязания молодым людям нужно было записать видео с юмористическим монологом, построенным вокруг литературной тематики. По итогам голосования профессионального жюри победителем стал Егор Парамонов из Наро-Фоминска.

6 декабря в Астраханской библиотеке для молодёжи им. Б. Шаховского состоялась молодёжная встреча «Всем культуры!», организованная в формате World cafe. Молодые астраханские художники, музыканты, литераторы, журналисты, театральные деятели и активисты молодёжных творческих объединений собрались вместе, чтобы в неформальной и уютной обстановке обсудить актуальные проблемы культуры и творчества.

По традиционной схеме World cafe (или Мировое кафе) обсуждение велось за несколькими столиками, соответствующими определённой теме. Чтобы собрать комплексное мнение по каждой из поднятых тем, участники, объединённые в мини-группы, попеременно переходили от столика к столику и делились своими мнениями и идеями между собой и с модераторами столов, которые, в свою очередь, знакомили тех с размышлениями предыдущих групп. По завершению обсуждений все мысли участников систематизировались и презентовались в таком виде на общее обозрение.

В ходе мероприятия молодёжь рассуждала о развитии культурной жизни в городе, о проблемах и стереотипах, которые мешают талантам реализовываться. Группа молодых художников высказала идею по созданию единого пространства на виртуальной или реальной платформах, которое объединяло бы представителей разных творческих сфер и давало бы им возможность контактировать и работать сообща. Многие молодые люди отметили, что очень любят читать, и выступили за выпуск астраханской литературной газеты и увеличение количества точек буккроссинга на улицах города.

Цифровые технологии открывают широкий ряд возможностей для библиотек, позволяя им по-новому раскрывать свои ресурсы и продвигать их среди молодёжи. Яркий пример успешного цифрового продукта – краеведческий проект в форме онлайн-гида «KRASNAKARTA», который на протяжении нескольких лет реализуется силами библиотек Централизованной библиотечной системы Красногвардейского района города Санкт-Петербурга. Проект — это своеобразный музей и интерактивная карта Красногвардейского района в одном флаконе, которые доступны любому желающему на сайте krasnakarta.ru (для мобильных устройств на m.krasnakarta.ru) или через бесплатное мобильное приложение для операционных систем Android или iOS. Ресурс даёт возможность пользователям прочитать краткую аннотацию или подробную информацию о культурных и исторических памятниках и местах красногвардейской территории, а также познакомиться с ключевыми датами и личностями, оставившими свой след в истории района. Всё это функционирует с активными гиперссылками, позволяющими непрерывно наращивать информацию по тому или иному пункту. На платформе можно воспользоваться тематическими экскурсионными маршрутами для пеших и велосипедных прогулок или сформировать свой собственный тур. Библиотеки района активно задействуют данный ресурс при проведении своих краеведческих мероприятий. Так, например, с помощью него в своё время были организованы селфи-квест по Охтинским округам (инициирован Охта Lab — отделом Центральной городской публичной библиотеки имени В.В. Маяковского совместно с Библиотекой «Ржевская» ЦБС Красногвардейского района); акция в социальных сетях #krasnakarta_challenge, в рамках которой пользователям предлагалось угадывать по открыткам с креативными двустишиями зашифрованный объект Красногвардейского района. Интерактивный ресурс «KRASNAKARTA» постоянно пополняется. К настоящему моменту он включает в себя 39 исторических мест района, 10 путешествий с онлайн-гидом по знаковым местам, 96 фактов о жизни района и 47 историй и биографий знаковых исторических персон.

На сегодняшний день мировым трендом в современном образовании является развитие так называемых гибких, или мягких навыков (soft skills), которые становятся всё более востребованными в условиях динамично меняющейся экономической среды. Soft skills, в отличие от сугубо профессиональных навыков, соотносятся непосредственно с личностными качествами и установками, и именно на них всё больше стараются обращать внимание работодатели при приёме на работу. С учётом этих реалий в разных библиотеках проводятся тематические обучающие мероприятия. Так, например, с 5 октября по 23 ноября в Челябинской областной библиотеке для молодёжи был организован для студентов и молодых специалистов в возрасте от 16 до 30 лет курс повышения личностной эффективности EQ. Каждую субботу ведущие челябинские и столичные специалисты из сфер IT, интернет-маркетинга, event-индустрии, представители банков, технопарков, эксперты в области финансовой грамотности читали лекции, проводили тренинги и мастер-классы, посвящённые профессиям будущего, в частности профессиям в области культуры и искусства, социальному проектированию, финансовой грамотности и непосредственно развитию гибких навыков. Всего состоялось 12 занятий, по завершению которых для молодых людей была организована ярмарка вакансий, дающая возможность пройти стажировку в одной из нескольких челябинских компаний на выбор — в научных парках, архитектурных студиях, интернет-компаниях и на торговых площадках. Трое участников курса получили бесплатную путёвку со стажировкой в Москву. Реализация проекта велась при грантовой поддержке Федерального агентства по делам молодёжи «Росмолодёжь». Организатором курса EQ выступила event-менеджер, специалист по культурным проектам и мероприятиям Ирина Власова при участии Южно-Уральского государственного университета, движения «За возрождение Урала» и Челябинской областной библиотекой для молодёжи.

Всё чаще можно заметить, как в публичных библиотеках выделяются специальные зоны для молодёжи. Так, 3 декабря в ходе модернизации в рамках национального проекта «Культура» по созданию модельных муниципальных библиотек в Районной центральной библиотеке имени М.А. Небогатова г. Гурьевска (Кемеровская область) появилось пространство для неформального общения молодёжи. В нём обеспечен доступ к wi-fi, размещены модульная мебель, кресла-мешки, маркерная доска, настольные игры и популярная периодика. Дополнительно к этому во всей библиотеке имеется обширный книжный фонд, насчитывающий более 14 тысяч единиц хранения. Есть оборудованные современной техникой места для проведения профессиональных и публичных мероприятий, компьютерный класс. Создание специализированного пространства в библиотеке стало важным событием для молодых людей, которые до этого испытывали нехватку мест для проведения досуга. Всего из 28 тысяч жителей в городе проживает около 4-х тысяч молодых людей. На создание «библиотеки нового поколения» из федерального бюджета было выделено 10 млн рублей.

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*