Казалось бы, при чём здесь библиотека, если речь идёт о формировании индикаторов оценки эффективности государственной молодёжной политики в странах Содружества? Но ответ на этот вопрос находится на поверхности. С нашей точки зрения, библиотека как полифункциональный социальный институт может успешно выступать (и выступает) своеобразным «социальным куратором», эффективной площадкой личностной самореализации молодого человека (и не важно при этом, в какой стране он живёт). Потому библиотечным специалистам важно понимать тенденции и быть встроенными в современную молодёжную политику, действовать в её русле доступными для библиотеки средствами и методами, развивать партнёрское взаимодействие со всеми заинтересованными структурами.
Появление в начале 1990-х годов Содружества Независимых Государств (СНГ) поставило вопрос о необходимости построения сотрудничества входящих в него стран в различных областях жизнедеятельности. Не стала исключением и молодёжная политика. В государствах–участниках СНГ она выделилась в самостоятельную область государственной деятельности в 90-е годы прошлого века. При этом сам термин «государственная молодёжная политика» (далее — ГМП) вошёл в правовые системы постсоветских государств из принятого в 1991 году Закона СССР «Об общих началах государственной молодёжной политики в СССР».
Учитывая значимость молодёжной проблематики, практически все страны СНГ в первые годы самостоятельности приняли законодательные акты, направленные на защиту прав и интересов молодого поколения, и начали формировать правовые основы регулирования ГМП.
В основном молодёжное законодательство стран–участников СНГ сходно по целевой и содержательной направленности. Вместе с тем существуют и некоторые различия. Прежде всего, это касается определения возрастных рамок категории «молодёжь». Так, например, в Республике Казахстан это 14—29 лет, в Республике Молдова 16—30 лет, в Российской Федерации 14—30 лет. Различны и структуры исполнительной власти, реализующие молодёжную политику.
Поэтому считаем, что необходимы совместные действия в сфере ГМП, взаимообмен документами и материалами о соответствующем опыте её законодательного обеспечения. За четверть века странами накоплен значительный опыт в сфере работы с молодёжью, который, безусловно, требует системного изучения, обобщения и выработки общих рекомендаций.
Сегодня всю работу координирует Совет по делам молодёжи государств–участников Содружества. Совет занимается разработкой и реализацией межгосударственных программ и отдельных проектов, представляющих взаимный интерес; обменом статистической информацией, научными, справочно-информационными и методическими изданиями, опытом работы государственных органов, молодёжных общественных организаций и иных организаций и объединений, участвующих в реализации ГМП и поддержке молодёжных инициатив; проведением совместных научных исследований и мероприятий по различным вопросам молодёжной политики и молодёжного сотрудничества…
В состав Совета входят представители Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России и Таджикистана. Статус Базовой организации государств-участников СНГ по работе с молодёжью присвоен Московскому технологическому университету (решение Совета глав правительств государств-участников СНГ от 7 июня 2016 года), в структуре которого создан Институт молодёжной политики и международных отношений.
Среди приоритетных задач Совета — изучение и обобщение накопленного опыта, подготовка рекомендаций и проектов документов, способствующих совершенствованию правовых норм межгосударственного сотрудничества в сфере работы с молодёжью и реализации молодёжной политики. Исходя из этого была создана рабочая группа по подготовке перечня индикаторов положения молодёжи и процессов, происходящих в молодёжной среде (одним из экспертов группы стал и автор этих строк). Единый перечень индикаторов необходим для проведения регулярного мониторинга ГМП на пространстве СНГ.
Молодёжная политика любой страны представляет собой специфическую отрасль, поскольку пронизывает все другие сферы деятельности. Суть понятия «молодёжная политика» более абстрактна, чем любая другая предметная область государственной политики, поскольку её основная направленность — помощь в самореализации молодёжи. Другими словами, молодёжная политика должна присутствовать в разных сферах и отраслях. Так, например, социальная помощь — сфера ответственности органов соцзащиты, воспитанием занимается образование, работой с криминалом — правоохранительные органы и т.д. В культурно-просветительской деятельности, наряду с другими учреждениями социокультурной сферы, значимая роль принадлежит библиотекам, и в первую очередь — специализированным молодёжным (юношеским).
Как показала практика, на пространстве СНГ эпизодически реализуются разнообразные модели, методы сбора и обобщения информации о состоянии и динамике в сфере молодёжной политики. Увы, объединить всю методику, свести к единому стандарту сегодня почти нереально.
Сложность заключается ещё и в том, что часть задач молодёжной политики ориентирована на целевые группы: социально незащищённые / неблагополучные или талантливые молодые люди, молодые семьи, где система оценки должна базироваться на данных «индивидуализированного характера». Поэтому выработать единые стандарты реализации и мониторинга молодёжной политики крайне затруднительно.
Не вызывает сомнений, что появление единых индикаторов положения молодёжи и процессов, происходящих в молодёжной среде, анализ этой информации (применительно к конкретной стране) позволят ответить на целый ряд актуальных вопросов: принят ли закон о молодёжной политике; создан ли постоянно действующий орган, курирующий молодёжную политику; разработан ли общенациональный план/стратегический документ развития молодёжной сферы; создаются ли молодёжные объединения (формальные и неформальные); ведётся ли подготовка специалистов по работе с молодёжью; существует ли бюджет для реализации молодёжной политики; выделяются ли гранты или проводятся ли грантовые конкурсы в молодёжной сфере; охватывает ли информация о возможностях в молодёжной сфере всю молодёжь и существуют ли специализированные информационные источники; реализуются ли общегосударственные молодёжные программы и проводятся ли форумы, ориентированные на широкое вовлечение молодёжи в общественную жизнь; как часто проводятся исследования в области молодёжной политики и кто их проводит; какие организации/структуры привлечены к работе с молодёжью и существует ли координационный орган; существуют ли «зонтичные» молодёжные организации и т. д.
В качестве промежуточного результата онлайн-встреч рабочей группы можно рассматривать перечень индикаторов положения молодёжи и процессов, происходящих в молодёжной среде. Индикаторы структурированы в несколько крупных разделов:
- структура ГМП (какие структуры органов по делам молодёжи созданы и функционируют в стране, количество созданных организаций и учреждений для молодёжи, количество и перечень учреждений/организаций, занимающихся научными исследованиями в молодёжной сфере, в том числе коммерческие и др.);
- участие в молодёжных объединениях (количество зарегистрированных на территории страны молодёжных объединений/организаций, количество официально зарегистрированных молодёжных советов, молодёжных парламентов, молодёжных палат, студенческих отрядов, органов студенческого самоуправления, доля подростков и молодёжи, вовлеченных в деятельность молодёжных общественных объединений, количество мероприятий для молодёжи, проведенных в стране за календарный год, и др.);
- трудоустройство (наличие и количество программ/служб содействия занятости молодёжи, количество молодых людей, принявших участие в программах и ставших предпринимателями);
- образование (общее количество обучающейся молодёжи, количество молодёжи, имеющей среднее специальное и высшее образование и пр.);
- социальная поддержка (программы по поддержке молодых семей, в том числе неполных, целевые программы по профилактике безнадзорности и правонарушений, наличие/количество специальных служб/услуг для молодёжи, находящейся в социально-опасном положении/сложных жизненных ситуациях, методическое обеспечение деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений, организация отдыха, досуга и занятости);
- информационная политика (информированность молодёжи о мероприятиях и событиях, происходящих в молодёжной среде, о социальной поддержке);
- финансирование (целевое бюджетирование, социальные молодёжные проекты, гранты и т. д.).
Думаем, разрабатываемые универсальные индикаторы оценки эффективности молодёжной политики стран СНГ позволят гармонизировать взаимодействие государственных структур, различных организаций (в том числе, библиотек) и институтов гражданского общества для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи на постсоветском пространстве, развитие её потенциала для использования в интересах инновационного развития государств Содружества.
Оставьте первый комментарий