КомМиссия выполнима!

Александр КУНИН

Фестивали, в том числе и фестивали комиксов, — привычный формат в библиотечной работе. Но за каждым таким библиотечным проектом, как правило, стоит своя, совершенно нетипичная история.

 
Международный фестиваль рисованных историй «КомМиссия» прошёл в апреле 2018 года в Москве уже в 17-й раз. Шесть лет из семнадцати наша библиотека является организатором и штаб-квартирой проекта. В этом году «КомМиссия» проходила на трёх площадках — РГБМ, Музей Москвы, Дизайн-завод «Флакон». В программе было представлено более 10 стран — Россия, Бельгия, Куба, Алжир, Франция, Украина, Чехия, США, Швеция, Финляндия, Армения, Испания, Италия. Состоялось 11 выставочных проектов, три спецпрограммы (Профессиональный день, Детский день «КомМиссии», Комикс Андеграунд), научная конференция «Изотекст». И всё это — усилиями Российской государственной библиотеки для молодёжи.

Надо сказать, что именно из-за «КомМиссии» идея комиксов вообще проникла в библиотеки страны, и именно благодаря фестивалю в РГБМ возник первый в России комикс-центр. Поэтому, когда судьба фестиваля в какой-то момент оказалась под угрозой, именно библиотека пришла ему на выручку. Как же так получилось?

Все некоммерческие культурные проекты в нашей стране обычно существуют благодаря личной инициативе и энтузиазму конкретных людей. Со временем название проекта и имя его организатора становятся едва ли не синонимами. А с уходом этих людей уходит в прошлое, забывается, нивелируется и всё, что они сделали. Так было или могло быть и с «КомМиссией».

 

 
Организаторы фестиваля, Наталья Монастырёва и Павел Сухих (Хихус), с большим рвением занялись проектом в начале 2000-х. В общественном сознании в России по отношению к комиксам тогда имелись стойкие предубеждения, а самих авторов рисованных историй практически не было. «КомМиссия» в те годы привозила в Россию самые яркие примеры мирового комикса, самых известных авторов. Однако своего читателя и широкое признание большинство из этих гостей получило у нас только спустя десятилетие. Например, один из гостей прошлых «КомМиссий», легендарный Жан Жиро (Мёбиус), автор книги «Герметический гараж» (Зангавар) уже успел умереть к тому моменту, как его работы стали выходить на русском. А другие гости фестиваля, испанцы Гуарнидо и Канналес, авторы сериала «Блэк Сэд» (АСТ), уже не работают вместе. И сейчас, когда они так популярны и известны в России, привезти их вдвоём уже практически невозможно.

Сегодня у начинающего комиксиста есть большой выбор средств и методов, как достичь популярности и как продвинуть своё творчество на рынке. Но этого не могло бы случиться без «КомМиссии». Первые десять лет фестиваль был почти единственной площадкой, где комиксисты могли общаться в профессиональной среде и получать необходимые навыки. «КомМиссия» воспитала несколько поколений художников и сценаристов комикса, благодаря которым сегодня и существует эта индустрия.

 

 
Всё это было личной заслугой Наташи Монастырёвой и Хихуса. В 2006 году Наташа скоропостижно умерла после тяжёлой болезни. Из-за проблем со здоровьем в 2012 году на грани жизни и смерти оказался и Хихус. Узнав, что «КомМиссии» в 2013 году может вообще не быть, РГБМ предложила свои площади и ресурсы, лишь бы сохранить фестиваль.

С первых же дней «КомМиссии» в РГБМ начались разного рода конфликты интересов. Их суть заключалась в том, что перед РГБМ стояли сугубо библиотечные задачи (посещаемость, актуализация фонда, разработка новых методик в работе с молодёжью), а перед «КомМиссией» — совсем другие. Тем не менее, первые два года фестиваль проходил исключительно в стенах библиотеки. Вместо привычных десяти стран-участниц на фестивале были представлены две-три страны, вместо привычных 7—10 тысяч посетителей площадка выдерживала поток из 1—2 тысяч посетителей за фестивальную неделю.

К началу 2015 года стало окончательно ясно, что «родители» больше не вернутся за своим «ребёнком», и он остаётся в библиотеке навсегда.

Попытка тогда же вывести проект снова на большую площадку не увенчалась успехом. «КомМиссия-2015» проходила на модной площадке ArtPlay, где под нужды фестиваля было выделено три огромных пространства примерно на четыре тысячи квадратных метров. Эти площади фестиваль получил бесплатно, но никакой другой поддержки не было. Отсутствие элементарной системы развески для выставки, необходимость платить за охрану, клининг, расходные материалы, отсутствие большой профессиональной команды организаторов — вот те проблемы, с которыми столкнулась «КомМиссия» в тот год. Да и РГБМ не была готова взять на себя какие-то организационные или финансовые обязательства по проекту, который целиком проходит на чужой площадке, а потому, по инерции библиотечных представлений, воспринимается как внешний проект, и было совершенно не ясно, как использовать его в нуждах самой библиотеки.

 

 
В 2016 году концепция поменялась. На этот раз основная образовательная программа снова сосредоточилась в РГБМ, а фестивальные выставки были разбросаны по нескольким площадкам Москвы: РГБМ, Американский центр, Культурный центр Библиотеки им. А.П. Чехова, арт-пространство «Точка сборки», ЦТИ «Фабрика». Фестиваль получился весьма успешным, в том числе и потому, что проходил в рамках общегородской акции «Ночь в музее».

Возможность включиться в программу такого большого события очень заинтересовала культурные учреждения города. Так, в 2017 году фестиваль проходил уже на десяти площадках. Среди них федеральные библиотеки (РГБМ, Библиотека искусств, Библиотека иностранной литературы), муниципальные библиотеки (Культурный центр Библиотеки им. А.П. Чехова, Библиотека №180 Юго-Запада Москвы), музеи (Музей Москвы), арт-центры (Зверевский ЦСИ, ЦТИ «Фабрика», клуб «Гарцующий дредноут»). Однако в случае маленького городка, где все эти точки расположены близко на карте, такой размах уместен. В условиях Москвы — не каждому посетителю удавалось побывать на всех выставках.

 

 
И все эти шесть лет фестиваль искал своё новое лицо. На «КомМиссии» было предпринято большое количество экспериментов, опробовано много новых для отечественной публики форматов, которые мгновенно зажили своей жизнью и распространились по всем подобным конвентам. Например, формат спецпроекта фестиваля — «День открытых миров» сразу стал традиционным для всех комикс-фестивалей страны. Впервые опробованный на «КомМиссии» формат «Аллея авторов» мгновенно стал привычным атрибутом любого отечественного комикс-конвента. Стартовавшая на фестивале научная конференция «Изотекст» спровоцировала появление подобных конференций в других городах страны.

Фестиваль 2018 года получился самым успешным за последние годы. Это заслуга большого количества людей: сотрудников РГБМ, команды организаторов фестиваля, часть из которых буквально выросла на «КомМиссии»; волонтёров и всех тех, кто подключался к проекту на разных этапах. В этом году стало ясно, какой должна быть роль библиотеки в фестивальной структуре. Но что самое важное, семнадцатая «КомМиссия» дала нам возможность подвести черту под этим фестивалем как авторским проектом Хихуса. Что касается будущего фестиваля — это тема уже для отдельного разговора!

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*