Проба профессии. Так можно назвать событие, состоявшееся в РГБМ 13 апреля 2018 года — хакатон, или командная проектировочная сессия «Профессиональная проба в библиотеке». Это формат профориентационного мероприятия интересен тем, что даёт возможность участнику самому попробовать себя в роли специалиста любой из представленных видов деятельности. В нашем случае — библиотечной.
В этом году РГБМ впервые принимает участие во Всероссийском проекте «Карьерная навигация–2018», который вырос из Национального чемпионата профессий «Карьера в России». Это проект для тех, кто находится в поиске себя, на пороге выбора профессии или делает в ней первые шаги. В целом, это новый формат профориентации. Вместо привычных шаблонов — тренинги, командные игры, кейсы от работодателей, профессиональные пробы школьников и студентов, проходящие на территории всей страны.
Участники хакатона — в основном, студенты вузов и колледжей, но были и школьники. Ребята сообща постарались выработать стандарты организации профессиональных проб в библиотечной сфере, понять, из чего, каких задач и процессов, состоит рабочий день библиотекаря, какие факторы влияют на организацию эффективной работы сотрудника библиотеки и в целом на выбор профессии библиотекаря.
Как это было?
Любой хакатон начинается с презентации мероприятия в целом и представления конкретных тем. Сотрудники РГБМ познакомили участников со своей работой, причём, в разных отделах и залах, дали ребятам возможность самостоятельно выполнить кое-какие операции (например, выдать пользователю книгу через станцию книговозврата, установить RFID-метку на поступившую в фонд книгу, зарядить 3D-принтер для печати созданной пользователем модели, поставить пластинку в комнате для прослушивания в «Музыкальном подвале» и т.д.).
Затем уже ребятам предложили произвольно разделиться на небольшие команды и поработать сообща. Задача — выделить наиболее значимые по привлекательности параметры работы в библиотеке и дать им развёрнутую характеристику (например, рабочее место, взаимоотношения в коллективе, возможность творчества, общение с посетителями/клиентами, технологичность процессов и пр.).
Затем каждая из команд за отведённые три минуты представляла результат своей работы — видение организации работы библиотекаря. Получился ранжированный по значимости вариант набора факторов от потенциальных сотрудников библиотеки, которые пока ещё очень условно понимают, что это такое — работать в библиотеке. Однако во всех четырёх командах в топ-5 вышли следующие позиции: рабочее место, наставник, технологии, взаимодействие с сотрудниками, возможность творчества на рабочем месте. Следует отметить, что такая «выборка» приоритетов вполне соотносится с выбором факторов профессиональной мотивации молодых сотрудников библиотек страны.
Участниками хакатона были отмечены как важные и другие составляющие работы библиотекаря — например, «развитие услуг библиотеки», «возможность проявить инициативу», «профессиональное развитие» и «организация планомерной работы».
В завершение двухчасовой «деловой игры» ведущий встречи, руководитель трека «Наставники» проекта «Карьерная навигация» Павел Акмурзаев, предложил «заказчику» мероприятия — директору РГБМ Ирине Михновой — прокомментировать выступления ребят.
Это оказалось крайне интересным для всех участников, поскольку Ирина Борисовна выдвинула встречные требования к потенциальному молодому сотруднику: быть инициативным, дружелюбным по отношению к пользователям и коллегам, обладать широким общекультурным кругозором и при этом постоянно развиваться.
Зачем мы это делали?
Хакатон как формат мероприятия предполагает совместную работу специалистов из разных сфер и направлений над решением какой-либо проблемы. Это возможность, в первую очередь, по-новому взглянуть на саму библиотеку, увидеть изнутри работу сотрудников, поработать самому над решением какого-либо вопроса. Ещё одна часть проектировочной сессии посвящена командной работе — креативному мозговому штурму. А в результате — идеи участников по организации функционирования библиотеки.
Всё это поможет создать некую технологию знакомства с профессией, сформировать имидж библиотеки как междисциплинарной интерактивной площадки, привлечь будущих специалистов.
Оставьте первый комментарий