Сериалов и фильмов, снятых по литературным произведениям, становится всё больше, а зрителю становится всё сложнее в них ориентироваться. Вместе с членами Молодёжного читательского совета РГБМ мы решили попытаться помочь читателю и зрителю, запустив цикл статей — своего рода путеводителей по миру современных теле- и киноадаптаций заметных литературных произведений.
Зрители с удовольствием идут в кинотеатр на адаптацию любимой книги: точно ли плёнка передала ощущения, которые возникли в процессе чтения, совпадает ли подбор актёров с читательским представлением о персонажах?.. Ещё до выхода в прокат у фильма, основанного на книге, есть заинтересованная публика, которая ни за что не пропустит это событие. Но нередко ведь происходит и обратный процесс: киноадаптация вдруг подталкивает читателя к книге. Помните, как выросли продажи книг Ф.М. Достоевского после выходы на экраны телесериала «Идиот»? Из совсем недавних примеров: продажи «Хорошо быть тихоней» Стивена Чбоски подскочили в несколько раз после того, как было объявлено всего лишь о начале съёмок фильма по книге!
Телевидение долгое время несколько отставало от большого экрана. История помнит немало удачных сериалов, снятых по книгам («Вечный зов», «Корни», «Чёртова служба в госпитале МЭШ»), но они не столь часто вызывали резонанс, сравнимый с киноадаптациями.
Времена, впрочем, меняются. Сегодня телевизионные сериалы, адаптации литературных произведений, переживают свой «золотой век». Что не удивительно. В отличие от кино, сериал каждую неделю возвращает зрителя в свой мир, создавая ту крепкую связь, которая похожа на отношения между книгой и читателем. У создателей телесериалов, основанных на книгах, есть уникальная возможность выстроить объёмную вселенную и впустить туда зрителя.
У сериала «Секс в большом городе» по одноимённой книге Кэндес Бушнэлл до сих пор есть верная армия поклонников, хотя он и завершился 14 лет назад. «Игра престолов» по циклу романов в жанре фэнтези Джорджа Р. Р. Мартина, бьёт рекорды по количеству зрителей, которые в одно и то же время собираются у экранов по всему миру. Сериалы уже нельзя считать жанром, который уступает по популярности или качеству кинофильмам. На создание эпизодов тратятся миллионы долларов и многие месяцы тяжёлого, кропотливого труда. Привлекаются лучшие в своих сферах специалисты, от сценаристов и костюмеров до инженеров и историков. Поэтому они по праву занимают отдельную нишу в современном искусстве.
Американские боги
Уже через десять дней после выхода пилотной серии первого сезона сериал, снятый по одноимённой книге Нила Геймана, продлили на второй. О нём положительно отзывались как критики, так и зрители, высоко оценившие актёрский состав, визуальные эффекты и концепцию. Сценарий максимально приближен к книге, хотя на момент разработки Гейман пытался расширить историю (например, почему главный герой Тень оказался в тюрьме). Но мы встречаем его в момент освобождения из-под стражи, когда рушатся его надежды на тихую и спокойную жизнь. Он оказывается втянут в круговорот событий, которым не может найти объяснение.
Судьба сводит Тень со странными личностями, которые оказываются богами, ведущими борьбу за влияние. Старые боги — скандинавские, славянские, древнегреческие — противостоят новым, приверженцам перемен, технологий и передовых средств коммуникаций. Кроме того, герой пытается разобраться в личной жизни, к примеру, понять, почему его умершая жена воскресла. Сериал вызывает эстетический восторг, настолько красиво он снят. Он искрит тонким юмором и имеет глубокий культурный бэкграунд. Интересен сериал будет как тем, кто уже знаком с книгой, так и тем, кто погрузится в этот мир впервые.
Детективное агентство Дирка Джентли
Английский писатель Дуглас Адамс не дожил до адаптации своей книги на телевидении (он успел завершить две книги про Дирка Джентли и скончался во время работы над третьей). Создатели сериала сразу обозначили, что не собираются буквально следовать сюжету книги, чем поделили свою аудиторию на два «непримиримых» лагеря — тех, кому безоговорочно понравилось, и тех, кто не принял столь вольную адаптацию любимой книги. Из того, что создал писатель, остался лишь холистический детектив Дирк Джентли, который верит в том, что все события и вещи в мире связаны между собой. Получилась необычная детективная история с элементами мистики, комедии и научной фантастики.
Поначалу кажется, что сериал состоит из нескольких не связанных между собой линий. Это путает и создаёт невероятное количество вопросов. Но серия за серией собирается, словно паззл, общая чёткая картинка. Зрители высоко оценили не только сюжет, но и актёрский состав, включающий звезду «Властелина колец» Элайджу Вуда. Но законы телевидения неумолимы. Несмотря на армию поклонников, рейтинги второго сезона оказались настолько низкими, что сериал был снят с эфира. Самые отчаянные поклонники детектива создали онлайн-петицию, требуя возобновления съёмок.
Шерлок
Не стали копировать сюжеты рассказов и создатели культового сериала о детективе Шерлоке Холмсе. Поместив действие в наше время, они будто переписали истории Артура Конана Дойла на современный лад. К основным сюжетным линиям сценаристы, впрочем, отнеслись трепетно, оставив нетронутым большинство персонажей и их взаимоотношения. Рискованный эксперимент удался. Шерлока XXI века, который умело использует хитроумные электронные гаджеты XXI века, оценили как критики, отметив сериал немалым количеством наград, так и поклонники, которые тут же сформировали мощную фанатскую армию.
Каждая серия — это загадка, которая встаёт перед детективом. Также присутствует линия, которая тянется на протяжении всех сезонов, — противостояние главного героя с гениальным злодеем Мориарти, ставшим ещё более влиятельным и опасным в мире высоких технологий. Доктор Ватсон тоже пользуется благами современного мира — он не пишет дневник, а ведёт интернет-блог. Новый взгляд на классические сюжеты позволил увлечь произведениями писателя молодую аудиторию, что немаловажно.
Записки юного врача
Это ещё один примечательный современный сериал, основанный на цикле рассказов столетней давности. Дэниел Рэдклифф, который не раз упоминал, что является поклонником Михаила Булгакова, и даже посетил его дом-музей в Москве, попытался перенести на экраны то, каким сценаристы увидели самого писателя через призму его произведений. «Записки» задумывались как полнометражный фильм, но в итоге превратились в мини-сериал из двух сезонов. Причём, второй сезон в меньшей степени основан на рассказах Булгакова и в большей — на биографии самого Михаила Афанасьевича.
Молодой врач, только что получивший диплом, приезжает из большого города в глухую деревню, заваленную снегом и живущую своими традициями. Героя терзают его неопытность и непростые условия, в которых приходится работать. С коллективом отношения не складываются, потому что те постоянно сравнивают его с предыдущим доктором… В сериале невероятным образом смешались комедия и трагедия, он получился одновременно тёмным и комичным. Но как бы создатели не пытались сдобрить его русской народной и классической музыкой, наполнить различными национальными атрибутами, сериал оказался слишком британским.
Рассказ служанки
Как и в случае с «Американскими богами», сериал по роману Маргарет Этвуд встретил такой восторженный приём у публики, что через неделю после выхода пилотной серии его продлили на второй сезон. Сюжет разворачивается в будущем. Мир на грани демографической катастрофы — лишь 1% женщин могут рожать. Несмотря на далёкий от реальности сюжет, Этвуд не раз подчёркивала, что всё описанное в книге когда-то уже случалось на протяжении истории. От этого мрачность сериала воспринимается ещё острей.
«Рассказ служанки» — отличный пример того, как ТВ-адаптация привлекает внимание к литературному первоисточнику, который впервые был издан, кстати, более 30 лет назад. Из малоизвестной книги роман стремительно превратился в бестселлер 2017 года. Сама писательница не только плотно работала со сценаристами и продюсерами сериала, но также появилась в эпизодической роли в первой серии. Сериал уже высоко оценили не только зрители, но и критики.
Большая маленькая ложь
Основанный на романе Лианы Мориарти сериал «Большая маленькая ложь» показывает дружбу трёх женщин, каждая из которых пытается решить свои личные проблемы. Одна из них не может принять, что дочь выстраивает тёплые отношения с новой женой отца, другая страдает от рукоприкладства мужа, а третья пережила изнасилование и в одиночестве воспитывает сына. История нашла отклик в сердцах зрителей, которые отметили, что сериал и книга отлично дополняют друг друга, оба формата истории выполнены на очень высоком уровне. Экранизация уже получила восемь статуэток Emmy.
Изначально сериал должен был ограничиться несколькими сериями одного сезона, в который вместился бы весь сюжет романа. Однако он имел такой успех, что писательницу попросили написать продолжение, по которому можно было бы запустить в производство второй сезон. Судя по тому, что студия его уже анонсировала, Мориарти своё согласие дала.
Все описанные выше сериалы — яркая иллюстрация того, что современная направленность на визуализацию и распространение информации через видеоматериалы не только не соперничает с художественной литературой, но и часто выступает в качестве её союзника.
Отличная подборка!
О половине этих экранизаций даже не знала. Аннотации очень хорошо написаны, заинтересовали,буду смотреть