25—27 января в Новосибирске состоялась VI Международная научно-практическая конференция Тотального диктанта «Динамические процессы в современном русском языке», включившая в себя насыщенную и разнообразную по кругу обсуждавшихся вопросов трёхдневную программу. Работа велась одновременно по двум направлениям: организаторскому и филологическому. Ведь именно благодаря практически-научным «китам» может существовать и расширять свою географию акция «Тотальный диктант». Впечатлила и карта участников события: здесь собрались координаторы площадок и эксперты не только со всех уголков России, но и зарубежные гости, активно поддерживающие Тотальный диктант за пределами его родины.
Все установочные сессии, обучающие игры для организаторов акции стали одним большим мероприятием по обмену опытом. Особенно важным и полезным оно оказалось для тех, кто впервые решил принять диктант в своём городе/посёлке и грамотно обустроить площадку. А ведь есть и те, кто в одиночку проводит акцию в своём населённом пункте! Такая инициативность восхищает.
Порадовал и диапазон творческого и научного диалога: на конференции обсуждались как вопросы частного характера, так и коренные проблемы. И, что не менее важно, помимо «обозначения» существующих сложностей, предлагался возможный алгоритм их решения.
Открытие конференции и все главные мероприятия первого дня прошли на территории Академгородка в Новосибирском государственном университете, что само по себе символично, ведь именно НГУ — альма-матер Тотального диктанта. Пожалуй, самым ярким событием дня с точки зрения важности затронутых проблем стал круглый стол «Научно-популярная филология», ведущим которого выступил Константин Мильчин, литературный критик, журналист и главный редактор портала «Горький Медиа». А вопросы, прозвучавшие здесь, красной нитью прошли через все последующие мероприятия филологической секции. Живой обмен мнениями (порой, диаметрально противоположными), лаконичные, но ёмкие выступления приглашённых экспертов — всё это вызвало живой отклик аудитории и по-настоящему заставило задуматься над тем, а стоит ли заниматься популяризацией филологии вообще и если да, то каким образом и кто именно должен это осуществлять? Возможен ли баланс на грани академической и популярной науки? При всём благородном стремлении специалистов нести научный свет в массы существует множество преград, с которыми им приходится встречаться на пути. Остановимся на самых животрепещущих проблемах.
До сих пор на уроках русского языка не говорят о самом важном: о том, как устроен язык. Со школы, увы, не прививается идея о том, что язык меняется, и это в порядке вещей. Тотальный диктант, к слову, как раз наглядно демонстрирует: в языке существуют варианты, и доказывает: изменения в языке — это норма. (Действительно, мастер-классы по проверке диктантов, проведённые в рамках конференции, стали лучшей иллюстрацией ко всему сказанному.) Тогда как филологам очевидно, что язык — система развивающаяся, живая, не стоящая на месте, неспециалистам кажется, что процессы в языке направлены куда-то вниз, в сторону «ухудшения». И непременно надо язык спасать. К тому же у нас существует много сторонников сохранения некой мифической «традиционной и незыблемой правильности языка», и мифы эти порождаются в том числе народной этимологией.
Также присутствует некий страх носителя перед собственным языком, сформированный не без «помощи» целой традиции в научно-популярной литературе по русскому языку, культивирующей выпуск пособий с заглавиями а-ля «Как мы портим язык», «Как говорить правильно» и т. п. Подобное лишь подогревает страх перед ошибкой, способствует категорическому неприятию исключений и возможных вариантов, порождает буквализм. Заставляет обращать внимание лишь на форму, не задумываясь о смыслах. Возникает и крепнет тенденция к тотальной унификации.
Ещё один фактор страха — отсутствие последовательной системы в изложении материала по русскому языку в школе. Правила не даются исчерпывающе, но по частям, раскрываются перед учеником «от года к году». Создаётся впечатление, что этих самых правил бессчётное количество, овладеть которым просто невозможно.
Подведём некоторую черту всему сказанному на круглом столе. Юлия Сафонова, член Экспертного совета Тотального диктанта, поделилась своим «кредо»: рассказывать о языке нужно не поучая, но пробуждая интерес к предмету, «возбуждающе». А ресурсами нового типа по качеству научпопа назвала «Арзамас» и «Горький». Наконец, по меткому замечанию профессора Бориса Нормана (Минск), надо понимать степень некомпетентности слушателя и выдавать знания осторожно и порционно. Здесь речь идёт не о необразованности публики, конечно, а об отсутствии узкоспециальных знаний — как если бы филолог оказался на лекции по физике. К слову о последнем примере. Елена Шмелёва (ИРЯ РАН) выразила довольно пессимистичный взгляд на популяризаторскую деятельность, ведь как бы специалисты ни бились, всегда существуют и дилетанты. Публике же сложно оценить уровень научно-популярного просветительства. Как филологам трудно отличить возможную ложь в лекции по физике, так и нефилологи не смогут оценить научный уровень той информации, которую им выдают популяризаторы. Среди которых, прямо скажем, кого только не встретишь. Профессор Алексей Шмелёв (председатель Орфографической комиссии РАН) лаконично резюмировал всё вышеперечисленное: популяризацией должны заниматься именно специалисты. С этим сложно не согласиться, но вот как за этим уследить?
Здорово, что в контексте этих обсуждений были упомянуты такие замечательные представители филологической мысли, как Михаил Панов и совсем недавно ушедший от нас Андрей Зализняк. Настоящие учёные, они умели говорить о сложных вещах доступным языком, не умаляя научной истинности и ценности своих высказываний. Конечно, эталоном популяризации науки можно считать деятельность Андрея Анатольевича, чьи публичные лекции стали примером просвещения массовой аудитории на высоком научном уровне.
На следующий день обсуждение проблем, озвученных на круглом столе, продолжилось на конкретном материале индивидуальных докладов участников (более 20 выступлений). Так была поднята интереснейшая тема: оценка языковых новаций в современном русском языке экспертным сообществом и массовым языковым сознанием. Иначе говоря, речь зашла и о наивной лингвистике.
Не менее запоминающимся событием для всех участников конференции стало написание «внепланового» диктанта, текст для которого специально подготовила Гузель Яхина — автор этого года. Результаты «демоверсии» акции объявили на третий день конференции. Всех отличников ждал особый сертификат и небольшой сувенир от Тотального диктанта, но главное и самое приятное: вручали заслуженные награды сама Гузель Яхина, а также Наталья Кошкарёва — председатель Экспертного совета.
После подведения итогов конференции в Технопарке новосибирского Академгородка состоялось открытое интервью с автором Тотального диктанта 2018 года Гузелью Яхиной, а далее все участники отправились на не менее долгожданную встречу — лекцию Максима Кронгауза «Язык и лингвистика. Год 2017».
Совершенно особым по значению и атмосфере событием стал конкурс столиц Тотального диктанта. В борьбе за почётное звание первой столицы ТД в финале оказались: Владивосток, Иркутск, Красноярск, Таллин и Тюмень. Вечер 27 января был невероятно волнительным для названной пятёрки городов. Каждая делегация готовила презентацию, которую должна была представить на суд жюри, в состав которого вошли уже упомянутые Гузель Яхина, Наталья Кошкарёва, а также Михаил Федорук (ректор НГУ), Ольга Ребковец (директор фонда Тотальный диктант, руководитель проекта), Максим Кучеренко и Владимир Ткаченко (музыканты, лидеры группы «Ундервуд», «диктаторы» Тотального диктанта в Москве), Константин Гаранин (ведущий российский специалист в области маркетинга территорий).
В результате нешуточной борьбы победил Владивосток. Именно там 14 апреля 2018 года текст диктанта прочитает сам автор. Напоминаем, что каждый из нас может в этот день проверить себя и поучаствовать во всемирной акции на любой удобной ему площадке!
Конференция оставила яркие впечатления и главное: ощущение её реальной необходимости, практической пользы. Не каждое научное собрание покидаешь с подобной мыслью. И, что скрывать, не каждая серьёзная конференция завершается отрывом участников на рок-концерте!
Оставьте первый комментарий