Прогулка по лабиринтам молодёжного чтения: один из множества возможных маршрутов

Маргарита САМОХИНА

Фото: Дмитрий Боганов

Среди сотен групп в сети ВКонтакте есть группа «Книги». Это очень большой многостраничный ресурс, у него почти полтора миллиона подписчиков. Просмотр профилей показывает, что большинство этих подписчиков — молодёжь, в основном — студенты.

 
Ресурс позиционирует себя как электронную библиотеку. На главной странице видим фотографии обложек с аннотациями; в большинстве случаев при раскрытии полного текста следует предложение купить печатный или электронный вариант. Судя по всему, за счёт этой платной рекламы (которую можно воспринимать как информацию/рекомендацию!) ресурс и существует, хотя, с другой стороны, администраторы в Правилах призывают подписчиков предлагать, какие именно тексты следует выложить.

Для исследователя чтения интерес представляют, конечно, страницы обсуждений, где молодые люди рассказывают о прочитанном, комментируют, задают вопросы. (Насколько можно понять, речь идёт в равной мере как о печатных, так и об электронных текстах.) Давайте прогуляемся по нескольким таким страницам.

Вот одна из них — «Я сейчас читаю…»; подобные формулировки характерны почти для любого читательского форума. Здесь около 16 тыс. просмотров, ежедневно появляется не менее трёх записей. И чаще называют отнюдь не массовую литературу. Один студент из Краснодара читает «Цветы для Элджернона» Д. Киза, другой — «В окопах Сталинграда» В. Некрасова. Студентка МГСУ — «Отверженные» В. Гюго. Служащий добывающей компании из Магадана — «Повелитель мух» У. Голдинга. Школьница из аула Нешукай в Адыгее — «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда. Характерны интересы этих и других культурных читателей, понятные из записей в их аккаунтах: музыка, психология, кино — и, конечно же, серьёзная литература. Другие молодые люди (но их меньше) пишут о более «лёгких» книгах — приключенческих, детективных, «про любовь».

А вот другая страница — «Книги, от которых невозможно оторваться» (https://vk.com/topic-31513532_31712753?offset=1600). Здесь просмотров гораздо меньше — чуть более 1600. И тоже немало серьёзной литературы, классиков. Чаще всего, пожалуй, называют «Убить пересмешника» и «Джейн Эйр». Но также — книги Дэна Брауна, Дианы Сэттерфилд, «Голодные игры» С. Коллинз, «Виноваты звёзды» Д. Грина.

А вот 24-летний полицейский из Самары (но тоже студент, вероятно, заочник) написал длинный и азартный пост о книжной серии «Вархаммер», созданной по мотивам настольной игры. «Это огромная вселенная, подобная “Средиземью” или “Звёздным Войнам”, которая не меньше захватывает внимание читателей. Сама концепция Варпа — нематериального мира, созданного мыслями и эмоциями людей, заставляет переосмыслить многие вещи, — утверждает он. — Я не фанатик. Я люблю литературу различных жанров. Я не считаю, что книги делятся на те, которые нужно прочитать, и те, которые читать не стоит. Чтобы отыскать действительно стоящие книги, нужно читать все жанры: от учебников и до фантастики». Интересно, что о создании отдельных миров как о специфической тенденции современной литературы, значимой и для автора, и для читателя, живущих в мире мультимедиа, говорит безусловный «знаток предмета» — критик, организатор литературных проектов Александр Гаврилов. Эта тенденция выявилась и в недавнем исследовании РГБМ, посвящённом читательским беседам в интернете.

И третья страница ресурса «Книги», по которой мы прогуляемся, — «Посоветуйте похожую книгу». Просмотров здесь гораздо больше, чем на предыдущих: почти 27 тысяч. Цель, как её сформулировали создатели страницы, — дать читателям возможность помочь друг другу найти книги, похожие на те, которые они уже прочитали и которые понравились им, показались интересными. Характерен сам посыл — желание читать «такое же», знакомое, привычное — и понимание подобного желания, его «нормальности», массовости. И это вторая (связанная, впрочем, с первой) тенденция, подмеченная тем же Александром Гавриловым в упомянутом выше интервью. Во всём мире, говорит он, для «широкого читателя» новизна перестала быть ценностью, люди хотят «возвращаться в известный им мир».

И действительно, на этой странице царят «широкий читатель» и что называется «массовая литература». «Образцы», на которые просят ориентироваться, — это чаще всего детективы, а также фэнтези и фантастика, любовные романы. Например, такое: «Посоветуйте книгу, про Любовь. Он — хулиган, хам, гулящий. Она — хорошая, примерная. Расставались, мирились. Что-то такое; любая страна и концовка» (девушка, живёт в Копенгагене). Или: «Порекомендуйте книгу (а лучше целую серию) про некромантов, чернокнижников, чтобы чёрный юмор из всех щелей. Главный герой не должен быть весь из себя положительный и правильный» (студентка из города Ливны). Есть обращения «прикладного» характера — по поводу книг об успехах в бизнесе и личных отношениях, о жизни в разных странах. Достаточно часто встречаются также вопросы типа «что почитать лёгкого?», «что взять почитать в поезд?» и т.п. Студентка из Ульяновска просит: «Посоветуйте позитивные книги, нужны девушке в больницу для правильного настроения. Подумала о Полианне, Манюне, что ещё?».

Как видим, очень разные молодые люди, с разными читательскими вкусами и интересами приходят пообщаться на эти страницы. Общее, пожалуй, лишь то, что зарубежную литературу (как нынешнего, XXI-го, так и минувшего XX века) они явно предпочитают отечественной. И это совпадает с данными многих сегодняшних исследований чтения.

Впрочем, есть и ещё общее. Все эти люди любят читать, и им интересно общаться с другими такими же любителями, обмениваться с ними информацией, мнениями, спорить или соглашаться. И это общее — очень важно.

1 комментарий

  1. Нет ничего удивительного в том, что зарубежную литературу предпочитают отечественной литературе. Если вы читаете произведение в переводе, то все зависит от переводчика. В XX веке переводами на русский язык занимались очень хорошие писатели. А в XXI веке появился такой термин, как «компьютерный перевод». Поэтому приходится искать не только хорошую зарубежную книгу, но и книгу с хорошим переводом.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*