Наш сегодняшний собеседник — первый вице-президент Ассоциации образовательных организаций потребительской кооперации, автор и идеолог проекта «Национальный чемпионат профессий и предпринимательских идей «Карьера в России», доктор педагогических наук, профессор Сергей Сергеевич Гиль.
Недавно Сергея Сергеевича избрали ректором Российского университета кооперации (РУК). О приоритетах работы РУК, новых профессиях и адаптации системы образования к требованиям времени мы и поговорили.
— Сергей Сергеевич, поздравляем вас с избранием ректором РУК! Ну, и, конечно же, первый вопрос: какие направления работы университета вы видите приоритетными, что изменится? Например, обратила внимание, что в РУК появились такие, на мой взгляд, перспективные направления, как «коммуникативный дизайн», «социальное предпринимательство».
— Начнём с того, что само появление Российского университета кооперации 105 лет назад и явилось ответом на запрос массовой подготовки специалистов для стремительного драйвера отечественной экономики, коим ещё в конце XIX века стала кооперация. Подчеркну, в течение всего XX века кооперация продолжала выполнять роль двигателя роста уровня жизни и эффективного, рачительного генератора капиталов, сохраняя коллективный формат и уклад управления кооперативным бизнесом. Кстати, слово «бизнес» не совсем точно отражает суть экономической и хозяйственной деятельности кооперации.
А потому я (в том числе от лица всей команды РУК) не имею исторического права размышлять о развитии университета вне кооперативного контекста.
Новый РУК призван развернуть исторические ресурсы кооперации как социально-ответственной модели для эффективного ведения бизнеса и экономического развития, хотя бы тех регионов, где кооперация действует. А их только по линии Центросоюза России, объединяющего потребительскую кооперацию, 76!
Отсюда и поиск перспективного набора образовательных программ, содержания университетского образования и форматов его воплощения. В августе 2017 года экспертная команда РУК представит Прототип Образовательной Политики Российского Университета до 2025 года с тем, чтобы в течение 2017—2018 года вместе с преподавателями, студентами и всеми кадровыми партнёрами создать работающую модель UCOOP 2025—2035.
— Что в приоритете? Уточните.
—Во-первых, технологическая кооперация и развитие новых рынков. Для кадровых партнёров малого, среднего бизнеса во взаимодействии с носителями значимых технологических решений. Не буду раскрывать все тайны, но через год все магистранты РУК на территории России получат шанс на освоение программ, где технологии будущего и научный поиск позволят выпускнику стать и быть модератором-экспертом новых возникающих рынков и новых видов профессиональной деятельности. Причём учиться все магистранты РУК будут на общеуниверситетской платформе магистерского образования в режиме обязательного «субботнего» диалога, осваивая параллельно основы регионоведения для страны, 18 регионов которой соединяет РУК.
Во-вторых, прикладной характер обучения в бакалавриате, вкупе с освоением роли исследователя, управляющего системными явлениями, проектами и собственной карьерной траекторией. В экономике и кооперативном предпринимательстве, в сфере правового и информационно-технологического развития малого бизнеса, в сервисе и коммуникациях. С важной особенностью — первое рабочее место студентам РУК вместе с кадровыми партнёрами предстоит создать ещё в годы студенчества.
В-третьих, карьерное чемпионат-образование для студентов среднего профессионального образования РУК. Это очень важный подход, при помощи которого годы обучения в колледже становятся временем «прокачки» персональных профессиональных и личных, предпринимательских качеств всех студентов. А результатом будет драйв насыщенной студенческой и творческой жизни с набором компетенций, имеющих подтверждение и значение для жизни. И, конечно, в РУК будет жить формула олимпийского успеха, где побеждает каждый!
Наконец, в-четвёртых, это управление талантами. В партнёрстве с первым в России Университетом талантов, созданным по инициативе Президента Татарстана Р.Н. Минниханова, мы строим открытую систему раскрытия потенциала и содействия таланту. Или, как говорят наши татарстанские партнёры: систему конвертации потенциала способностей молодёжи в капитал их компетенций и преимуществ. Поэтому в РУК появится и свой Детский Университет.
— Действительно ли мы переживаем сегодня кризис образовательной системы? Если это действительно так, то как система образования должна адаптироваться к требованиям времени?
— Мне кажется, говорить о кризисе как-то неловко. Образование и система образования — это ведь колоссальная возможность и ресурс человека и общества. Мой научный шеф, великий профессор Галагузова Минненур Ахметхановна, одна из создателей российской социальной педагогики, где-то в десятитомном «Понятийном аппарате педагогики и образования» утверждала, казалось бы, понятную истину. Образование как функция и институт появились на том этапе разделения труда на физический и умственный, когда воспитание как инструмент преемственного научения ребенка существующим видам деятельности перестало быть эффективным в том, чтобы готовить ребенка к деятельности, порождённой интеллектуальным трудом. Разве это не про нас? Мне кажется, дело не в кризисе. А в готовности отвечать — своему времени и времени своих детей и правнуков! Образование — это и есть адаптер человечества. Так что стоит ему не адаптироваться, а роль свою играть. Не халтуря.
— Наверняка вы знакомы с проектом «Атлас новых профессий» Агентства стратегических инициатив. Насколько, на ваш взгляд, это исследование актуально? Или до подобных изменений ещё далеко?
— «Атлас» — это ведь ключ к образу мышления и конструированию реальностей профессиональной деятельности. И не только. Если хотите, тренажёр. Актуальный. Необходимый. И вместе с ним многие изменения придут раньше, многие – опережая сам «Атлас». Поэтому с ним стоит работать, конструируя с детьми и взрослыми их будущие реальности для выбора целей и самоопределения.
— Как меняет рынок профессий и, следовательно, образовательную инфраструктуру цифровая экономика? Какие тренды и тенденции в образовании вы как руководитель РУК считаете важными и на какие опираетесь в своей работе?
— Рискну предположить, что экономика мощно интегрирует, абсорбирует и «отжимает» все преимущества «цифры и цифровых технологий», формируя ускоренную, сконцентрированную на объёме и скорости конверсии иную реальность для развития вполне себе традиционных экономических и, более всего, коммерческих отношений и интересов. Несомненно, «цифра и цифровая экономика» агрессивно вторгается в жизнь. Именно поэтому новейшее время востребует особо ценные человеческие способности — экспертность и систематизацию в поиске и отборе нужной информации, в сохранении и преумножении смыслов и ценностей, креативность и предприимчивость, социальную ответственность и включённость в развитие отношений между людьми, а далее — между людьми и искусственным интеллектом. При этом владение технологическими новинками останется лишь подтверждением технической функциональной грамотности.
РУК и особенно UCOOP 25—35 должны стать пространством эффективной «прокачки человеческого потенциала и капитала», с учётом систем технотребований. И мы об этом уже говорили и даже некоторые тезисы озвучивали.
— Расскажите, пожалуйста, о проекте «Национальный чемпионат профессий и предпринимательских идей»? Проект существует уже давно, поэтому интересно, что за эти годы было сделано важного, какие цели достигнуты…
— Чемпионат «Карьера в России», или просто КВР, — а именно так мы называем чемпионат в своём сообществе — отличный игровой кейс и пример хорошей педагогики сотрудничества. Здесь студенты, вне зависимости от уровня профессионализма, педагоги и компании малого бизнеса вместе со школьниками «по-настоящему», влюблённо играют в своё дело, профессию и в будущее вот уже 9 лет. А это почти 20 000 студентов, 100 000 школьников. И тысячи компаний. С октября по май. На площадках профполигонов. В режиме состязаний по трём компетенциям: профессиональным, предпринимательским, карьерным. В 10 испытаниях. Проверяя свои способности и компетенции по меркам международных требований.
Этого мы и хотели. Игра в настоящее дело, с судьями, которые по итогам состязаний приглашают на работу сотни стажёров, должна быть доступна. Ну, хотя бы студентам кооперативных колледжей и университетов.
С 2017 года в КВР вовлечены 45 регионов. В РУК чемпионат КВР — часть образовательного процесса, где студент и работодатель — главные игроки, а преподаватели — тренеры.
Главный кейс до 2020 года — создание командного «работающего» рабочего места силами команд КВР. Ведь мы заявляем о том, что студент и РУК вместе создадут первое рабочее место выпускника. Тренируемся в чемпионате.
— А как библиотеки могут быть встроены в глобальный образовательный процесс и в образование в эпоху цифровой экономики в частности?
— Непосредственно! И не только как сервис. Этого маловато будет. Как интеллектуальная коммуникационная и культуру созидающая технология. Вместе с РГБМ мы уже заявили о перспективной программе для магистратуры «Управление социокультурными пространствами». Посмотрите, сегодня библиотека на Преображенской площади в Москве увлекает студентов почти 200 вузов столицы в коворкинг интеллектуальных коммуникаций. 600 человек каждый день — здесь. И приходят-то они не за цифрой. Они приходят с отношением — за отношениями. Конечно, очевидно, что пласт инструментов хорошей библиотеки — это и есть новая кооперация людей и технологий смысла. Что может быть ценнее для главного кооперативного университета России. Только возможность вместе наращивать это преимущество. Лучшие подтянутся к нам или сами сделают лучшее!
Вопросы задавала Екатерина Васильева
Оставьте первый комментарий