В № 17 газеты «Территория L» мы рассказали историю патефона и виниловой пластинки. Наш сегодняшний рассказ — о магнитофонной записи.
В 1888 году в американском журнале Electrical World появилась статья о звукозаписи, в которой инженер Оберлин Смит изложил принцип магнитной записи звука и высказал идеи по усовершенствованию фонографа Эдисона. Однако на практике он так и не успел реализовать свои задумки. Лишь спустя десять лет это удалось сделать датскому инженеру Вальдемару Поульсену, создавшему аппарат под названием телеграфон. В 1900 году, на Всемирной выставке в Париже, Поульсен продемонстрировал своё изобретение, за которое получил «Гран-при».
Основное назначение телеграфона — возможность фиксировать разговор с присутствующим собеседником и даже записывать телефонные беседы. О записи музыки пока и не думали, хотя на телеграфонную проволоку легко могла уместиться даже опера.
В 1934 году открылась новая страница в истории развития магнитной записи. Фирма IG Farben в Германии выпустила первую партию магнитной ленты. Записи теперь можно было легко монтировать ножницами. А на Берлинской радиовыставке 1935 года уже был показан звукозаписывающий аппарат «К-1», изобретённый специалистами компаний BASF и AEG. Названный «магнитофоном», он явился прототипом всех современных аппаратов звукозаписи, включая цифровые.
Во время Второй мировой войны Германия в больших количествах производила магнитофоны и магнитную ленту. Работы были засекречены, новую технику использовали для записи шифрованных донесений и телефонных переговоров. После войны американским войскам достались магнитофоны, обнаруженные на радиостанции во Франкфурте, а советским — найденные в Берлине. В исследовательских институтах Москвы, Ленинграда и Киева начались работы по созданию отечественных аналогов.
В 1947 году трофейная немецкая техника была впервые использована на американском радио, когда был записан концерт знаменитого певца Бинга Кросби, которого настолько поразили качество звука и возможность немедленного прослушивания, что он решил финансировать разработку и производство магнитофонов компанией «Ampex», а также активно рекламировал новый стандарт звукозаписи. Любопытно, что компания «Ampex» была основана выходцем из России Александром Понятовым.
Один из первых магнитофонов этой компании Бинг Кросби подарил известному гитаристу Лесу Полу. Лес Пол много экспериментировал со звукозаписью, в частности с техникой многократного наложения звука. Поэтому некоторые историки звукозаписи приписывают Полу изобретение мультитрековой (многодорожечной) записи в конце 1950-х. Пол Маккартни позже признался гитаристу: «Мне не важно, как ты играешь на гитаре, сколько у тебя хитов. Ты изобрел мультитрековую запись — вот это по-настоящему круто!».
В СССР массовое производство катушечных магнитофонов развернулось в 1950-х годах. Популярность бытовых магнитофонов породила армию любителей звукозаписи и увела частное копирование из-под контроля государства. Наряду с печатным самиздатом в 1960-х появилось новое явление — «магнитиздат»: сеть подпольных студий звукозаписи, через которую не только тиражировались завезённые из-за рубежа пластинки западных звёзд, но и распространялись альбомы отечественных неофициальных исполнителей (начиная с домашних концертов Владимира Высоцкого и заканчивая советскими рок-группами).
Благодаря магнитной записи вся страна знала песни и отечественных исполнителей, которые не звучали по радио и не выпускались на грампластинках, — бардов Вадима Козина, Александра Галича, Юрия Визбора, Владимира Высоцкого, рок-групп «Аквариум», «Машина времени», «Воскресение» и других.
В 1961 году началась новая эпоха в магнитной записи — голландская фирма Philips выпустила первый кассетный магнитофон. Идея его создания была связана с желанием помочь слепым людям, которым было трудно заправлять ленту с катушек в узкую щель блока. Кассетные магнитофоны привлекали своей компактностью, простотой в управлении. На несколько десятилетий именно кассета стала самым популярным и массовым носителем. Впрочем, многих меломанов раздражал изрядно высокий уровень аналоговых шумов. Эту проблему решил инженер Рей Долби, разработавший ныне знаменитую технологию шумоподавления Dolby Noise Reduction.
Массовое распространение в СССР кассетные магнитофоны получили в середине 1970 годов. Большой популярностью пользовались магнитофоны «Электроника», «Весна», «Легенда», «Элегия». В конце 70-х в СССР был налажен и собственный выпуск аудиокассет — МК-60.
Но уже в конце 1990-х — начале 2000-х аудиокассеты стремительно стали вытесняться новым стандартом — CD.
В коллекции Российской государственной библиотеки для молодёжи вы можете увидеть катушечный и кассетный проигрыватели японской фирмы Akai. С начала 1960-х эта фирма завоевала репутацию ведущего производителя высококачественных магнитофонов.
В последнее время прослеживается тенденция возвращения к стилю ретро во всех сферах жизни: в моде, искусстве, музыке. В зале «Музыкальный подвал» нашей библиотеки вы сможете окунуться в мир эстетики и изящества ретро-эпохи.
1 уведомление