Зачем люди читают?

Маргарита САМОХИНА

Несколько лет назад на одной из многочисленных библиотечных конференций, посвящённых проблемам чтения, прозвучали доклады сотрудников двух разных библиотек, которые представили результаты анкетирования своих молодых посетителей. В обеих анкетах присутствовал в той или иной форме вопрос об отношении к чтению. И вот одна из докладчиц с гордостью говорит, что 75% респондентов любят читать. А вторая с тревогой и печалью признаётся, что 25% читать не любят. Как ни странно, никто в зале не отметил (во всяком случае, вслух) юмора ситуации…

Действительно, если из каждых четверых молодых людей трое любят читать, а один не любит, — это хорошо или плохо, нужно гордиться или печалиться? И вслед за этим, скорее философским вопросом, возникает другой, более конкретный: разве практика чтения всегда связана с любовью к чтению? Здравый смысл подсказывает: читают не только те, кто это любит, и не только то, что любят.

У нас в России достаточно распространено отношение к чтению как к некой «священной корове»; особенно характерно это для людей, профессионально связанных с образованием и культурой, в частности, для библиотекарей и педагогов. Но давайте попытаемся подойти к чтению с практической, «технологической» точки зрения. Это ведь просто одно из занятий, пусть и особенное. А любое занятие может быть для конкретного человека необходимым, желательным или любимым (как, например, вязание или приготовление пищи, или игра на фортепьяно, или поездка куда-то). И люди занимаются им (как любым другим делом) тогда, когда оно удовлетворяет или помогает удовлетворить некую потребность. Потребность собственно в чтении и чтение как способ удовлетворения других потребностей — совсем разные вещи, хотя они могут быть связаны друг с другом.

Потребность может быть внутренней, личной или внешней, зависящей от требований социума. Потребностей много, они разные — и у каждого в отдельности, и у разных людей. Поэтому разным может быть и чтение, или его не будет вовсе, если данный человек не видит, чем и как оно ему поможет.

Опираясь на результаты многолетних исследований, я выделила бы пять типов чтения (в частности, чтения молодёжи); конечно, они далеко не всегда реализуются в «чистом» виде.

Во-первых, это чтение в связи с выполнением учебных заданий, то есть чаще всего вовсе не по любви (хотя возможны и совпадения). Читаются учебники и пособия, справочные издания, художественная программная литература. Сегодня при выполнении заданий молодые люди всё больше ориентируются на Интернет, на электронные тексты.

Второй тип — чтение, «чтобы узнать» (разные исследователи называют его познавательным, информационным, встречаются и другие термины). Цель — получить информацию, расширить кругозор. Читаются научная и научно-популярная литературы, справочные издания, журналы, газеты. Познавательным может быть и чтение художественной словесности. Такого рода мотивы (наряду, конечно, с другими стимулами) играют значительную роль в обращении, например, к исторической беллетристике, политическому роману. Читатель в этом случае открывает книгу с желанием и готовностью получить оттуда информацию (знание) о незнакомой или малознакомой ему сфере жизни.

Третий тип хотя и близок ко второму, но не совпадает с ним. Это чтение, которое можно назвать «инструментальным». Тут ставится цель чему-то научиться, что-то сделать, чем-то воспользоваться. Читаются, в основном, справочники и справочные пособия, а также — различные инструктивные материалы. Темы, особенно популярные у молодежи: компьютер и компьютерные технологии, Интернет; иностранные языки; общение (в частности, гендерное, то есть между мужчинами и женщинами); внешний облик и одежда.

И познавательное, и инструментальное чтение может быть связано как с внешней необходимостью, так и с личным интересом человека. Многие исследователи отмечают при этом тенденцию последних десятилетий: традиционное серьёзное «хочу всё знать» всё менее заметно за легкомысленным «любопытству нет предела». То есть массовое познавательное чтение делается всё более поверхностным, приближаясь, с одной стороны, к чисто информационному, а с другой — к развлекательному. Инструментальное чтение, наоборот, становится более серьёзным, поскольку деятельность, ради которой читают, требует определённых навыков, углубления в предмет, частностей и подробностей.

Четвёртый тип — развлекательное чтение. Читается лёгкая массовая литература — художественная и нехудожественная (нонфикшн), а также всякого рода иллюстрированные журналы и информационно-развлекательные газеты. Печатные тексты здесь пока превалируют, но роль и значимость чтения с различных электронных устройств растёт очень быстро.

И, наконец, действительно существует чтение именно как любимое или одно из любимых занятий. Человек может эстетически наслаждаться стихами Тютчева, с азартом следить за детективным сюжетом, получать информацию о политических событиях или о правилах этикета. Но при этом он испытывает удовольствие от самого процесса чтения.

Как показывают результаты исследований, сегодня не только учебное, познавательное и инструментальное чтение, но и чтение художественной литературы делаются всё менее «бумажными» и всё более «экранными», всё в большей степени они опираются на интернет-ресурсы.

1 комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*