Есть такие понятия — энтропия (мера неопределённости, или «бардачности», системы и информации) и негэнтропия (мера уменьшения энтропии). Второе начало термодинамики предупреждает нас, что в системе, предоставленной самой себе, энтропия не убывает (и даже имеет тенденцию к росту). В современном мире — мире управляемого хаоса — появляются уже профессиональные усилители энтропии. И единственный способ противодействия этому — не оставлять систему без внимания.
Те, кто этим профессионально занимается, становятся негэнтроперами (если по науке) или «дисбардакёрами» (если по-простому), основным оружием которых является РЕЗЕРВ — времени, сил и средств (в том числе людей, оборудования и финансирования). Таковыми являются менеджеры и командиры. Всё чаще эти встречные процессы — повышения энтропии и противодействия ей — перемещаются в сферу информации, а в роли профессионального «дисбардакёра» выступает библиотекарь (специалист по поиску, сбору, обработке и оценке информации). Об их месте «в окопах» гибридной войны мы и поговорим в данной статье.
Наше время — это время перехода от производящей экономики (в которой объектом реализации является потребительская стоимость, обеспеченная реальным товаром) к виртуальной экономике финансовых спекуляций, в которой таким объектом реализации являются ничем не обеспеченные «бумажки» (валюта, производные акции и т.п.). В этих условиях основным способом быстро и много заработать является не создание какого-то нового продукта или услуги, а инсайд — некая информация, которая не является общедоступной, но обладание ей позволяет спрогнозировать скачкообразные изменения на бирже и, в итоге, неплохо на этом заработать.
Хороший инсайд — это подготовленный инсайд. И управляемый хаос — идеальный способ подготовки такого инсайда. Вспомним историю 11 сентября 2001 года (атака на башни-близнецы в Нью-Йорке). По разным оценкам, те, кто «угадал» колебания биржи после теракта, перераспределили в свою пользу сотни миллионов (шли разговоры и про миллиарды) долларов США.
Однако такого рода «финты» сложны и дороги в организации и исполнении. Такие методы, как вирусная атака на иранские ядерные объекты (и обошлась дешевле, и проще в исполнении), показали результативность, но это пример плохо управляемого хаоса. Да, был нанесён вред ядерной программе Ирана, но… «выкроить» инсайд, чтобы выгадать что-то на бирже из этого хаоса не получилось.
Управляемый хаос с самыми крупными последствиями, видимо, наступил в апреле 2013 года. Хакеры взломали твиттер агентства Associated Press, опубликовав в нём сообщение о взрывах в Белом доме. Твит появился вечером 23 апреля. Сообщалось, что в результате двух взрывов получил ранения президент США Барак Обама. Вскоре после этого аккаунт @AP оказался недоступен. До этого инцидента микроблог агентства читало почти два миллиона пользователей. Белый дом, в свою очередь, заявил, что Обама в порядке. Поддельное сообщение о ранении Обамы успело скопировать в свою новостную ленту агентство ИТАР-ТАСС. Позже оно дало опровержение. Отреагировали на ложное сообщение о взрыве и рынки: после появления твита индекс Dow Jones упал на 131 пункт, но через несколько минут восстановил прежний уровень. Пустячок, конечно, но несколько миллиардов долларов успели сменить владельца. И таких примеров достаточно много.
Становится всё более очевидным, что борьба с управляемым хаосом перемещается в информационную среду. И библиотекари как профессионалы по работе с информацией должны в этой борьбе найти своё место. Но это не значит, что библиотекарям стоит искать себе место в «диванных войсках». Для того чтобы устраивать «детский визг на лужайке» в виртуальном мире, волонтёров и без них хватает. Однако надо понимать, что основной способ увеличения информационного хаоса – это СТЁБ. И основным способом «дисбардакёринга» для библиотек является не только честная работа, но и грамотный, адекватный самопиар.
Библиотеки должны помнить, что они и сами могут быть объектом «наезда». Многие помнят, как 6 июня того же 2013 года произошёл «наезд» на Самарскую публичную библиотеку. В сети тогда появились сообщения о том, что в фундамент библиотеки вставили кирпичи из книг. Любовь народа к стёбу неистребима. Жители Самары то и дело рассылали себе эту фотографию. И делились комментариями, мол, посмотрите, библиотеке делать нечего — книги вместо фундамента закладывает. История активно муссировалась в сетевом сообществе и почти никто не задумывался над тем, что же было на самом деле.
«Мы пришли в понедельник на работу и вместо кирпича обнаружили зацементированную стопку книг, — рассказывала директор Самарской публичной библиотеки Галина Спицына. — Мы сразу закрыли этот кусок картонкой, а к обеду уже положили новый кирпич. Кто это мог сделать, мы не знаем, и автор не оставил своих координат. Известно только, что книжный блок был заготовлен заранее, потому что, во-первых, его пришлось выбивать кувалдой, во-вторых, книги были пропитаны каким-то раствором, раскурочены, просверлены и залиты цементом. Добавлю, что наше здание является архитектурным памятником федерального значения. И та кирпичная кладка, вместо которой мы обнаружили книги, была дореволюционной. Теперь придется делать специальный заказ, чтобы привести здание в порядок».
Надо хорошо помнить, что привычка и навык чтения и осмысления прочитанного дают своего рода иммунитет против «информационных диверсий». Именно это делает деятельность библиотек по бесплатному обеспечению доступа к информации столь важной для государства и общества. Ведь если библиотека увеличивает знания и повышает культуру человека, она напрямую противодействует попыткам использовать человека в технологиях управляемого хаоса.
На мой взгляд, технологии Web 2.0, создавшие сетевое сообщество и необходимую для его самовыражения технологическую «обвязку», стали питательной средой для попыток увеличить информационный хаоса. Это стандартный приём «вербовки» в неформальное объединение. Сначала человека убеждают, что он должен быть «не как все», а потом выясняется, что основной способ быть таковым — это делать так, как принято в неформальном объединении. В нашем случае, чтобы чувствовать себя в сети креаклом (представителем креативного класса), положено регулярно делать перепосты из «референтных» (якобы «абсолютно честных») источников и организовывать стёб по отношению к объектам ненависти этих референтных источников (прежде всего, к государству, его органам, персоналиям).
Как это обычно и бывает, технологии создают предпосылки для негативных тенденций, и они же создают предпосылки для их разрешения. Так рост числа лошадей при увеличении численности населения и плотности застройки городов грозил утопить города в навозе. И проблему решили автомобили. Правда, появились новые проблемы (нежелательные выхлопы, аварийность и т.п.). Так и проблемы, созданные технологией Web 2.0, разрешатся, хочется верить, с помощью технологии Web 3.0 . Именно в ней решающую роль играет оценка и отбор информации. И именно здесь, на мой взгляд, могут и найдут себе место библиотекари с их профессиональными навыками и профессиональным мировоззрением.
Оставьте первый комментарий