Человек, только приобщившийся к комиксам в России и не владеющий иностранными языками, существо несчастное. Ему сразу же открывается огромный мир, кажущийся бескрайним, для путешествий по которому у нас натоптана узенькая тропка. Конечно, комиксы на русском языке исправно издаются, некоторые снабжаются подробными комментариями (которые во многих случаях делаются, к сожалению, «на объём»), но этого едва хватает, чтобы удовлетворить растущие аппетиты новоявленных «гиков». Чтобы разобраться во всём том великолепии, что ежемесячно выпускают отечественные издатели, требуется не голова, а Дом Советов. То, что сведущие люди, могущие помочь советом, обитают в магазинах и библиотечных отделах с комиксами, догадываются далеко не все. Что поделаешь, сервисом россияне не избалованы. Посещение специализированных мероприятий требует свободного времени (да и проходят они далеко не везде). Печатных изданий, которые исправно поставляют хоть какую-то информацию о комиксах вне «а есть такие комиксы, между прочим», существует крайне мало. Остаётся интернет. И видеоблоги, самый удобоваримый для юного читателя формат.
Мир блогов, посвящённых комиксам, в России юн и удивителен. И, естественно, он страдает определенными «детскими болезнями». Крайность первая — обилие вторичного контента. То, что в развитой индустрии делается в рекламных целях (топы персонажей, вымышленные битвы и т.п.), в отечественных блогах делается добровольно и с песней. Крайность вторая — неразвитость специальной терминологии в русском языке, приводящая к чудовищной мешанине из «французского с нижегородским». Третья крайность… Впрочем, об этом можно говорить вечно, и всё это пройдет со временем. У видеоблогов о комиксах есть свои жанры, от практичных «распаковок» (когда купленные журналы и книжки рассматривают перед камерой) до «мнений», когда видеоблогер просто болтает в камеру о том, что его, скажем так, взволновало.
Хороший видеоролик о комиксах сделать чертовски трудно, поэтому большая часть представленного на YouTube — это чтение «Википедии» вслух с минимальными изменениями, либо натужные попытки бесконечно шутить. В последние годы возникло огромное количество «критиков», «экспертов» и прочих «знатоков», готовых вести бесконечные дилетантские беседы о чем угодно. И на комиксах, как на terra incognita, раскрутиться проще всего. А затем потихоньку перейти на привольные территории «кинокритики» или бесконечных «летсплеев». Огромная неосвоенная территория историй в картинках становится обузой.
Не так давно Руслан Хубиев из издательства комиксов «Рамона» поднял важную тему: должны ли ютуб-гики разбираться в том, что они делают? И встретил, разумеется, отпор. Что это, признание в собственной некомпетентности или признак того, что зрителей держат за дураков? Разумеется, то или иное явление может быть популяризовано человеком, не обладающим специфическими познаниями, но для этого нужно быть по меньшей мере Сергеем Супоневым, чья харизма компенсировала его слабое знание «матчасти», когда он был ведущим одной из первых в стране телепередач о видеоиграх.
Привольно жилось в нулевые, когда каждый выходящий за рамки «а есть такие комиксы» был культуртрегером. Но времена изменились, а культуры не появилось. Да, её нельзя воспитать, заставив всех прочитать «обязательную программу». Да, комиксы в России вполне могут вернуться к своему «первобытному» состоянию, благодаря финансовой нестабильности и переменчивости моды. И они же могут остаться навсегда и расцвести пышным цветом, благодаря работам в первую очередь отечественных авторов. Российские видеоблоги о комиксах, стоит признать, в большинстве своём не о комиксах, а о попытках разного рода людей «срубить» лёгкой славы. И помните — никакой иной формат, будь то видео, аудио, газетная заметка или любительский спектакль, не заменят вам личного опыта открытия новых миров при чтении комиксов.
Оставьте первый комментарий