Противоречивая молодежь: казусы общественного мнения

Лариса ПАУТОВА

Чем молодёжь отличается от других поколений сегодняшних россиян

Молодое поколение всегда немного отличается от остальных, поэтому и требует от социологов больше внимания, чем другие возрастные группы. Мнения и установки молодёжи (кажущиеся противоречивыми, но подчас просто отличающиеся от средне-массовых) даже исследователей наталкивают на тревожные выводы о политической инфантильности, гражданской пассивности и подверженности пропагандистскому влиянию.

Результаты массовых опросов на разные темы позволяют увидеть несколько интересных «казусов» — как в установках самой молодёжи, так и в общественном мнении об этой группе. Начну с последнего.

Общественное мнение о молодёжи

Беглый взгляд на результаты одного опроса приводит к выводу, что в общественном мнении присутствует многоплановый образ амбициозных молодых технократов, отягощенных многочисленными нравственными пороками. Например, отвечая на открытый вопрос «Какие качества современной молодёжи наиболее сильно отличают её от молодёжи времен Советского Союза?», 49% респондентов описали негативные качества, 36% — положительные [1]. В новом поколении не нравится наглость, невоспитанность (12%), безответственность, меркантильность, лень (по 5%), безнравственность (4%), отсутствие патриотизма, отсутствие целей в жизни (по 3%), вредные привычки, стремление к легкой жизни, отсутствие сплоченности, агрессивность и жестокость (по 2%) и др. Среди позитивных качеств называют «продвинутость», владение современными технологиями (12%), информированность (10%), независимость, уверенность (10%) активность, целеустремленность (4%). Несмотря на всеобщие сетования на неграмотность и необразованность молодых, почти половина участников опроса утверждают, что сейчас молодёжь более развитая, образованная, умная, нежели в 70—80-е годы XX в (43%).

Разные респонденты говорят о взаимоисключающих качествах молодых: образованные — глупые, ранние — инфантильные, все познавшие — малоопытные, активные — ленивые. Казалось бы, большая часть россиян уверена в том, что среди молодёжи больше целеустремлённых, ставящих перед собой определённые жизненные цели (61%). Однако по мнению почти половины респондентов (47%), современная молодёжь не любит работать, работает плохо. Об этом нередко сообщают даже сами респонденты в возрасте 18—30 лет (38%). Неумение работать — пожалуй, одно их самых распространенных обвинений в адрес «поколения игреков».

Резко полярные оценки нового поколения неудивительны. Такова природа поколенческих стереотипов. Оптимисты ищут в молодёжи доказательства того, что все не так уж плохо («у нас замечательная молодёжь»). Критики идеализируют себя в молодости и беспокоятся за будущее («мы хотим знать, в чьи руки попадет воздвигнутое нами здание»). Для старших разговор о молодых — это также рассказ о себе, перенос своих идеалов на новое поколение. Разношерстность оценок возникает еще и потому, что поколение нулевых — десятых сильно различается внутри себя по образованию, доходу, стилю жизни и т. п.

Такой калейдоскоп мнений — явление, конечно же, нередкое. Однако часто приходится встречаться со знаковыми «нестыковками» и «нелогичностями» в ответах самого нового поколения. А поскольку тревога о будущем и мне не чужда, приведу несколько своих наблюдений за ответами молодёжи 18—30 лет (данные общероссийских опросов по технологии ФОМнибус, 2013—2014 гг.) [2].

Молодые патриоты

Почти две трети молодых людей (61%) считают себя патриотами, примерно столько же — среди населения в среднем (64%) [3]. Достойный ответ поколения, которое часто обвиняют в отсутствии патриотизма. При этом у молодых чаще, чем у старших поколений, встречаются мнения, что патриот может любить зарубежную литературу больше отечественной или же избегать службы в армии. Интересно также, что две трети молодых респондентов убеждены: патриотом не может быть человек, не знающий истории своей страны (68%). Коллекция ФОМа, однако, недавно пополнилась новыми данными, свидетельствующими о скромных познаниях в истории: 41% молодых не смогли ответить, с кем Россия воевала в 1812 году, [4] а 72% — назвать год окончания Первой мировой войны [5]. Другой опрос показал, что треть молодежи не знают историю места, в котором живут (38%), а больше половины — в каком году основан их город или посёлок, село (58%) [6].

Не будем сразу упрекать молодых (патриотизм — это все-таки не только знание истории), и посмотрим на другие факты. По сравнению со старшими поколениями молодежь чуть более благосклонна к США [7], чуть реже одобряет «продуктовые санкции» [8], в большинстве своем не осуждает эмигрирующих из России [9].

Наконец, еще одна цифра: 56% молодых считают, что следует ограничить въезд приезжих из других стран в их город (посёлок, село). Также молодёжь чаще сообщает о конфликтах, противоречиях между приезжими других национальностей и местными жителями. Тема мигрантов и толерантности напрямую не связана с чувством патриотизма, однако позволяет увидеть настроения молодых в ином, тревожном ракурсе. Исследователи склонны рассматривать ксенофобские и антимигрантские настроения как симптом скрытого недовольства, социальной зависти и агрессии молодых.

В итоге мы видим молодежь как заявительно патриотичную группу, со слабыми познаниями в истории страны, более лояльную к Западу, но при этом с симптоматикой латентного недовольства.

Гражданская активность молодых

Еще один показательный «казус» молодёжных установок — из области гражданского общества. Вопреки частым обвинениям в пассивности, лени, безответственности молодёжь демонстрирует достаточно заметную вовлеченность в гражданскую активность. Так, новому поколению более интересны практики добровольчества, нежели людям постарше [10]. Волонтерство сейчас даже в моде у продвинутой молодежи. Организовать субботник, чтобы прибраться в лесопарковой зоне, готовы 44% молодых россиян, помогать незнакомым людям — 78% [11]. Новое поколение чаще говорит, что способно расстаться с деньгами на благотворительные акции (например, 45% готовы пожертвовать деньги на лечение ребенка, 32% принимали участие в благотворительных акциях в последний год [12]). Это, конечно же, радует и активистов гражданского общества, и исследователей.

При этом фокус внимания молодежи сосредоточен на свой социальный круг, который благодаря новым технологиям может быть сильно рассредоточен в пространстве. Локальные группы и сообщества, соседские отношения выходят за границы внимания молодых. Именно представители нового поколения чаще сообщают, что сдержанно общаются с соседями, стараются быть осторожным в отношениях с ними, реже здороваются или готовы помочь [13]. Абстрактные незнаковые люди оказываются ближе соседей.

Лояльные оптимисты с мечтами об эмиграции

Молодёжь по-прежнему сообщает об одобрении деятельности президента и партии власти (в сентябре 2014 г. доверие В. Путину — около 80%, «Единой России» — 56%). Политические рейтинги в этой группе такие же высокие, как и среди людей старших возрастов. О своем желании принять участие в митингах, демонстрациях, акциях протеста молодые говорят нечасто (10—12%). Впрочем, почти половина (45%) сообщили, что приняли бы участие в акции протеста против фальсификаций на выборах [14].

Позиция молодых в отношении ситуации на Украине в целом не отличатся от среднестатистической. Впрочем, они не так активно следят за событиями и больше потребляют новости в интернете. Возможно, поэтому молодёжь пореже выражает уверенность в объективности подачи информации (65% против 71% в среднем по опросу, сентябрь 2014 г.) [15].

Новое поколение традиционно достаточно бодро оценивает свое экономическое положение и его перспективы (81% определяют свой уровень жизни как средний и выше среднего [16]). Ситуацию в России юноши и девушки также воспринимают скорее позитивно, о кризисе говорят реже остальных.

Однако на фоне такой высокой политической лояльности и относительного оптимизма заметны другие цифры: 24% говорят, что хотели бы уехать за границу навсегда, на постоянное место жительства (среди населения — 12%) [17]. Социологи неоднократно отмечали, что такие заявления надо рассматривать скорее как эмоциональные интенции, нежели решительные «чемоданные настроения». Однако эти стабильные мечты позволяют предположить, что лояльность молодых является во многом ситуативной, конъюнктурной.

Плюс ко всему нужно учитывать опасность переоценки некоторых утверждений молодых: в юности всегда присутствует желание приукрасить свой доход и оптимистично воспринимать происходящее. Исследователям приходится помнить об этом свойстве возраста, тем более что совсем недавно молодые респонденты раскрыли о себе интересные нюансы: что могут соврать знакомым (50%), умеют врать 45%, считают допустим говорить неправду на работе (44%) [18].

Приходится держать ухо востро, а то вдруг они и социологам врут… Но мне кажется, именно это неожиданное сочетание установок и настроений позволяет ухватить дух поколения — поколения стабильности нулевых, но в то же время динамичных социальных сетей, интернет-активизма и краудфандинга, активного потребления и неожиданного патриотического подъема.


  1. ФОМнибус — еженедельный опрос граждан РФ от 18 лет и старше. 7 сентября 2014. 43 субъекта РФ, 100 населенных пунктов, 1500 респондентов. Интервью по месту жительства. Статпогрешность не превышает 3,6%.
  2. ФОМнибус — еженедельный опрос граждан РФ от 18 лет и старше. 43 субъекта РФ, 100 населенных пунктов, 1500 респондентов. Интервью по месту жительства. Статпогрешность не превышает 3,6%.
  3. Образ патриота // http://fom.ru/TSennosti/10799
  4. Отечественная война 1812 года // http://fom.ru/Proshloe/10504
  5. Образ Первой мировой // http://fom.ru/Proshloe/11637
  6. Знают ли люди историю места, где живут? // http://fom.ru/TSennosti/1162
  7. Отношения между Россией и США: мониторинг мнений // http://fom.ru/Mir/11426
  8. «Продуктовые санкции» — отношение россиян // http://fom.ru/Ekonomika/11688
  9. Об отношении к мигрантам — внутренним и внешним // Как россияне относятся к мигрантам из других регионов страны и из других стран // http://fom.ru/Nastroeniya/11566; Межнациональные отношения. Об отношении россиян к людям разных национальностей и о межнациональных отношениях // http://fom.ru/TSennosti/10544
  10. Акторы добровольчества. Насколько распространены добровольчество и помогающее поведение среди россиян // http://fom.ru/TSennosti/11663
  11. О гражданской и политической активности россиян. В каких акциях готовы принять участие россияне? И в каких принимали? // http://fom.ru/Obraz-zhizni/11712
  12. Благотворительность. Помощь детям // http://fom.ru/TSennosti/11130
  13. Соседи: взаимопомощь и конфликты // http://fom.ru/Obraz-zhizni/11586
  14. О гражданской и политической активности россиян // http://fom.ru/Obraz-zhizni/11712
  15. О перемирии на Украине и беженцах // http://fom.ru/Mir/11731; События на Украине и позиция России: мнения наших сограждан // http://fom.ru/Mir/11511; О ситуации на Украине // http://fom.ru/Mir/11687
  16. Уровень благосостояния россиян: мониторинг. Как россияне оценивают свой уровень жизни // http://fom.ru/Ekonomika/11538
  17. Отношение к эмигрантам и эмиграции // http://fom.ru/Nastroeniya/11645
  18. Честность в теории и на практике // http://fom.ru/TSennosti/11453

 
Источник: http://fom.ru/blogs/11747

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*