На пути современных читателей фэнтези не часто встречаются традиционные герои жанра — рыцари без страха и упрёка, спасающие прекрасных дам от злых колдунов и драконов. Даже в тех редких случаях, когда писатели всё-таки обращаются к «классическим» типажам, это скорее воспринимается как жанровый эксперимент, нежели дань мейнстриму. На ум сходу приходят приобретшие колоссальный успех у критиков романы Джина Вульфа или Лоис Макмастер Буджолд, внешне консервативные, но на поверку на редкость глубокие и смелые. Героями нового фэнтези всё чаще становятся не глашатаи добра и справедливости, но последователи сил тьмы. И даже демон — воплощение ада и темных сил природы — имеет теперь все шансы оказаться центральным персонажем (вспомним классический миницикл Роджера Желязны о Дилвише Проклятом!)
Вор — типаж, который набирает сейчас всё большую популярность на книжном рынке. Вор — герой одиночка, он стоит по ту сторону закона, промышляет грабежами, шантажом и насилием. Оружие вора — предательские, пропитанные ядом кинжалы, готовые незаметно поразить врага. Даже если противник не умрёт от раны, то яд точно довершит дело! В качестве примера обратимся к трём заметным авторским циклам, появившимся в этом тысячелетии.
Начнём, пожалуй, с цикла романов американца Майкла Салливана «Откровения Рийрии». Интересна уже сама история публикации цикла. Майкл Салливан ещё с начала 1990-х на протяжении 10 лет безуспешно пытался публиковать свои романы. Тогда же он пишет цикл о Рийрии и безрезультатно ищет издателя. «Рийри» — это название воровской банды, куда входят два главных героя цикла — Адриан Блакуотер и Ройс Мелборн, а на «местном» эльфийском название означает «два». В 2009 году Салливан всё же решает издать книги за свой счёт в издательстве жены. Успех романов у читателей сразу же привлёк внимание серьезных издателей, и уже в 2011 году в виде двухтомника («Похищение мечей» и «Восход империи») цикл выходит в уважаемом издательстве «Orbit». В 2015 год романы были переведены на русский язык.
«Откровения Рийрии» выполнены в традиции фэнтези «меча и магии». Ближе всего они к произведениям фантаста Фрица Лейбера, в частности, его эпопее о похождениях Серого Мышелова и Фафхрда. Следуя рецепту Лейбера, Салливан выстраивает каждый роман как отдельный «квест». В первой книге герои получают заказ украсть некий меч из замкового храма местного короля. Естественно, что простая кража оборачивается шквалом неприятностей на головы неудачливых воров. Сначала Адриан и Ройс обвиняются в убийстве монарха, чей сын и наследник трона, желая отомстить за смерть отца, сразу же приказывает казнить «преступников». Не успевает прозвучать последнее слово приговора, как герои знакомятся с сестрой наследника — принцессой Аристой, которая неожиданно верит в невиновность обвиняемых и просит их похитить наследника (!) и доставить к 900 летнему магу Эсрахаддону. Возможно, просьба Аристы — лишь часть коварный плана, как самой захватить трон. А вдруг она сама не более чем пешка в интригах брата почившего короля?.. В общем, по ходу сюжета героям часто придётся балансировать между дружбой и предательством…
В совершенно иной манере написан цикл Дугласа Хьюлика «Легенда о Круге», начатый романом «Свой среди воров» (2011; в России — 2014). Автор романа подошёл к задаче создания «воровского» фэнтези максимально прямолинейно. Мир «Легенды» суров и жесток. Каждый может оказаться тайным врагом или двойным агентом. Даже главный герой, вор по имени Дрот, кажется, ведёт нечистую игру с читателем, не раскрывая сразу все карты. Роман открывается сценой пытки, в результате которой Дрот узнаёт о существовании могущественной имперской реликвии — книги, в которой хранится секрет бессмертия. Не удивительно, что за книгой и за героем сразу же начинается охота, в которой принимают участие Тузы воровского мира, сильные мира сего Серые Принцы и жаждущий бессмертия император. Погоня за сокровищем вырастает в длинную череду динамичных сражений. Автор сумел выстроить роман как нескончаемую серию сменяющих друг друга событий. Что-что, а на уровне сюжета воровской арсенал Хьюлик использует на полную катушку! Но автору и этого показалось недостаточно. Во время создания романа Хьюлик немало времени посвятил изучению жаргона зэков и воровского мира Лондона XIX века. Что особенно удалось автору, так это создать почти «исторический» роман в условно узнаваемых декорациях. Кончено, время «Легенды» невозможно отнести к конкретному историческому периоду нашего мира, вселенная книги скорее являет смешение разных эпох, каждая из которых передана на редкость убедительно.
И, наконец, цикл «Рожденный туманом» фантаста Брэндона Сандерсона. Любителям жанра Сандерсон известен как автор, которому поручили завершить популярнейшую серию Роберта Джордана «Колесо времени». Последний роман масштабной эпопеи вышел в 2013 году. Литературный дебют автора, однако, состоялся много раньше — еще в 2005 с выходом романа «Элантрис». А уже в 2006 году вышел роман «Последняя империя» (в русском переводе — «Пепел и сталь», 2010 год) — первый роман из цикла «Рожденный туманом».
В центре сюжета — история простой уличной воровки Вин, обладающей способностью к алломантии — умению использовать заключенные в металлах скрытые магические силы. Буквально проглатывая тот или иной металл, алломант получает возможность увеличить физическую силу, повысить восприятие, отталкивать и притягивать другие металлы с разной силой, управлять эмоциями людей и т. д. В придуманной автором магической системе масса нюансов и загадок, что делает её одной из наиболее проработанных и детальных в жанре фэнтези за последние несколько лет.
Читатели фэнтези привыкли, что традиционно партия героев стремится предотвратить приход власти тьмы в мир. В «Рожденном туманом» же автор как будто задаётся вопросом: а что случилось бы, если бы Фродо поддался воздействию кольца и не уничтожил его? Мир уже захвачен темным властелином, и наставник Вин в искусстве алломании Кельсер с командой воров, шпионов и взломщиков решает его свергнуть. Стоит сказать, что сами «брифнинговые» обсуждения свержения владыки тьмы напоминают одновременно и сцены из остросюжетных боевиков на манер фильмов «Одиннадцать друзей Оушена», или «Миссия невыполнима», и доктора Хауса с командой, ищущих лекарства от очередной неведомой болезни. Как бы комично не звучало такое сравнение, в романе такой подход работает!
В предварявшей выход книги рекламной кампании Сандерсон не раз указывал на революционный потенциал «ошибки Фродо» для жанра фэнтези в целом. На поверку оказалось, что сражение с тёмным лордом, уже захватившим власть, мало отличается от борьбы с тем, кто только ещё ступил на тропу Тьмы. Несмотря на это, автору удалось совершить свою революцию в жанре — правда, уже в продолжении — «Сплав закона» (2011). Время фэнтези статично и не знает прогресса. Единственная известная фэнтези динамика — увядание, или «истончение». Профессор Дж.Р.Р. Толкин красноречиво сумел передать «истончение» мира Средиземья как уход эльфов на Запад. Именно эту условность жанра фэнтези взялся изменить Брэндон Сандерсон. Действие романа «Сплав закона» происходит спустя 300 лет после событий оригинальной трилогии. Вин и Кельсер давно стали мифическими героями легенд и преданий, а мир романа стоит на пороге современности: в нём есть железные дороги и электричество, а городской ландшафт украшают устремлённые в небо первые небоскребы.
Все эти романы объединены общим типажом — героем-вором. В каждом случае герой получает разное и по-своему любопытное воплощение, а значит, воровская тема в целом имеет богатый потенциал и достаточную гибкость, чтобы быть активно использованной в дальнейшем. Современная фэнтези может предложить читателю широкий «ассортимент» тем и сюжетов. Кому-то придётся по душе меланхолическая неторопливость и лиричность одного из лидеров жанра Патрика Ротфусса, а кому-то — динамичное и на редкость эффектное повествование от Брэндона Сандерсона. Главное — читателю есть из чего выбирать!
Оставьте первый комментарий