Донна Флетчер — библиотечный консультант, в течение десяти лет занимающаяся исследованием людей, никогда не посещавших библиотеку. Она хорошо знает, кто такие не-читатели и как лучше им рассказать о существовании библиотеки и множестве услуг, которые она предоставляет.
— Расскажите немного о себе и вашей деятельности в библиотечной сфере.
— Я работаю в библиотечной сфере около десяти лет. Раньше занималась рекламой и маркетингом и уже тогда начала изучать людей, никогда не пользующихся библиотеками. Обычно я разрабатываю для публичных библиотек различные анкеты и стратегические планы. Сейчас веду сайт в интернете по библиотечному анкетированию, работая с библиотеками по сбору и анализу мнений жителей местного сообщества, заинтересованных сторон и сотрудников библиотек.
— Кто такие не-читатели библиотеки? Как они выглядят?
— Существует много видов не-читателей, и в каждой библиотеке они «свои». Например, недалеко от моего дома есть библиотека. Мы организовали в ней встречу, и оказалось, что не-читатели данной библиотеки — очень пожилые люди, а их дети давно закончили школу, поэтому все они покупают нужные книги сами.
В другой библиотеке, с которой я работала, удалось найти не-читателей, просто не имеющих представления о том, что они могут получить в данном учреждении. Почему? Некоторые живут не очень близко, другие не интересуются книгами, третьи не знают о новых видах библиотечных услуг (активностях, электронных книгах, образовательных программах). Все зависит от конкретных обстоятельств и от того, как библиотека продвигает себя в местном сообществе.
В США множество услуг не оцифрованы. Некоторые люди даже не знают о том, что в библиотеках есть компьютеры. В маленьких библиотеках бывают не очень удобные часы работы. Ну, и конечно, люди просто не имеют представления о том, какие услуги им может предложить библиотека.
— Что могут сделать библиотеки, чтобы выяснить, кто является их не-читателями? С чего начать?
— Прежде всего, необходимо, конечно, найти этих людей и попытаться с ними поговорить. С разработанной нами анкетой довольно просто выяснить, что людям на самом деле интересно и что они в действительности хотели бы найти полезного для себя в библиотеке. Кроме того, важный источник информации — беседы с посетителями вашей библиотеки: как они её воспринимают, какие услуги самые востребованные. В процессе моего исследования я выделила день для опроса читателей одной из библиотек в пригороде Чикаго. И выяснилось, что так называемые не-читатели — всего лишь родители детей, которых они туда привели, совершенно не имея представления о том, что и для них самих там тоже предусмотрено много разного вида услуг.
— Что библиотеки могут сделать, чтобы привлечь читателей и увеличить их количество?
— Необходимо пригласить людей, не посещающих библиотеку, и показать всё, что у вас есть. Хотя библиотеки и пытаются продвигать себя и свои услуги, но, будучи специалистом по рекламе и маркетингу, могу сказать, что это довольно сложная задача. Самый правильный вид продвижения — иметь в штате активных людей, которые радуются посетителям и которым нравится знакомить их с библиотечными услугами. «Проходите, пожалуйста, давайте я покажу вам это и это!» Такой подход на самом деле работает. В некоторых библиотеках есть специальная стойка, за которой сидит библиотекарь, выполняющий подобную функцию и умеющий интересно рассказывать людям о библиотеке.
— Как результаты ваших исследований влияют на стратегию библиотек?
— Однажды мы проводили почтовое анкетирование в пригороде Чикаго, где выяснили, что главная причина непосещения библиотеки — доступность информации, книг и фильмов из других источников, например, в интернете. Особенно мы сфокусировались на тех не-читателях, у которых есть дети до 18 лет, и оказалось, что их смущают некоторые изъяны местной библиотеки (тесное пространство, небольшой выбор литературы, отсутствие возможности припарковаться) — и это главные причины, по которым потенциальные читатели не посещают это учреждение. Но в целом люди вовсе не настроены против местной библиотеки. 54% просто ездили в другие близлежащие библиотеки, потому что находили там больше материалов и более удобное и просторное помещение. Опрашивая читателей в библиотеке, я выяснила, что родители, пришедшие туда с детьми, не пользовались её услугами, потому что для них не было никаких интересных предложений, мало книг на иностранных языках, а главное — они не могли оставить своих малышей в детской комнате без присмотра, чтобы пойти в отдел для взрослых. В данном случае администрация библиотеки приняла решение, что нужно предлагать книги и материалы на иностранных языках и перенести часть взрослой книжной коллекции в детскую комнату.
— Что вы можете посоветовать библиотекам, ищущим новые пути привлечения не-читателей?
— Как я уже говорила, следует пойти в те места, где собираются не-читатели, рассказать им о библиотеке и попытаться их заинтересовать, насколько это возможно. Нетрудно убедить людей пойти в библиотеку, хотя зачастую это зависит от того, насколько сам приглашающий им симпатичен. Но всё получится, особенно если библиотека предлагает интересную программу.
Источник: princh.com
Перевела с английского Елена Юшкова
Оставьте первый комментарий