В 2015 году вышло практическое пособие «Лучшие библиотечные программы с низким бюджетом для молодёжи, подростков, детей» (СПб. : Профессия, 2015. 176 с. Серия «Азбука библиотечной профессии»; ред-сост. Дж. Лилиан; пер. с англ. М.В. Алексеевой; науч. ред. и предисл. И.Б. Михновой), подготовленное к изданию Российской государственной библиотекой для молодежи. Под одной обложкой составителю Дженин Лилиан, одному из ведущих специалистов американской Ассоциации библиотечного обслуживания молодёжи, удалось собрать обширный опыт американских библиотекарей по разработке и реализации программ, не требующих значительных затрат.
Летом 2013 года группа российских библиотекарей проходила стажировку в Центре Мортенсона (Урбана-Шампейн, штат Иллинойс, США) по программе «Особенности библиотечного обслуживания молодёжи». В чикагской штаб-квартире Американской библиотечной ассоциации (ALA) была организована встреча с исполнительным директором Ассоциации библиотечного обслуживания молодежи (YALSA) Бет Йок (Beth Yoke). Поскольку Российская государственная библиотека для молодёжи, инициатор и соорганизатор стажировки, является зарубежным членом YALSA, нам позволили отобрать методические материалы, которые мы посчитали важными для российских библиотекарей. В числе более десятка привезенных изданий была и книга «Cool teen programs: for under $ 100», составленная профессиональным библиотекарем, преподавателем и одним из руководителей YALSA Дженин Лиллиан (Jenine Lillian).
Чем эта книга привлекла наше внимание? Во-первых, тем, что она адресована ВСЕМ публичным и школьным библиотекам, работающим с молодёжью и подростками (а, по мнению наших американских коллег, ими должны заниматься именно ВСЕ библиотеки). Во-вторых, тем, что в книге приведены аргументы, обосновывающие базовую идею, равно важную для всех библиотекарей: «Молодёжь — это особая возрастная категория. Это уже не дети, но и еще не вполне взрослые. И к ним требуется особое внимание». Ведь и мозг, и тело юноши отличаются от мозга и тела ребенка или взрослого, соответственно и поведение, и интересы, и информационные и социальные потребности отличаются от детских или взрослых.
Американские библиотеки поняли это достаточно давно. Так, Бруклинская юношеская библиотека в Нью-Йорке открылась ещё в 1823 году — за 75 лет до того, как известный американский психолог Грэнвилл Стэнли Холл, пионер американской психологической науки и учитель, ввел в обиход понятие «юность».
В 1941 году в структуре Американской библиотечной ассоциации, созданной в 1876 году, появилась Ассоциация библиотекарей, работающих с юношеством (а также с детьми). После масштабной реорганизации 24 июня 1957 года она разделилась на Ассоциацию детских библиотек и Секцию библиотечного обслуживания молодёжи. На протяжении нескольких десятилетий Секция библиотечного обслуживания молодёжи успешно развивалась и расширяла своё влияние в профессиональной библиотечной среде США. В 1992 году Секция была переименована в Ассоциацию библиотечного обслуживания молодёжи (YALSA) и в настоящее время насчитывает 5200 членов. Вместе с новым названием она получила новый статус, новый имидж и новый логотип. Были сформулированы новые концепция и миссия YALSA: разрабатывать библиотечные программы и услуги для молодёжи и быть информационно-методическим центром для всех специалистов, работающих с молодёжью. (Стоит отметить, что в Российской библиотечной ассоциации также имеется секция по библиотечному обслуживанию молодёжи с аналогичными функциями.)
Благодаря усилиям YALSA, почти в каждой американской публичной библиотеке, наряду с детским отделом, выделено специальное пространство («зона»), предназначенное исключительно для молодых читателей. Вопрос об отдельных библиотеках для юношества, молодёжи (как, впрочем, и для детей) пока остро не стоит перед американскими публичными библиотеками, библиотекари-практики лишь присматриваются к такого рода опыту в других странах, в том числе в России.
В Америке задачи и функции публичной библиотеки несколько отличаются от наших. Практика некоторых библиотек США мало совпадают с нашим традиционным представлением о них. Например, в Квинсе, одном из крупнейших округов Нью-Йорка, есть юношеская библиотека, расположенная в большом помещении, где стоит лишь один стеллаж с популярной литературой и журналами, а также не менее 40 компьютеров и студия звукозаписи. Оформлена она в молодежном стиле, библиотекари — молодые афроамериканцы. Основная задача библиотеки — любым способом отвлечь молодёжь от улицы, и в этом ей помогают все: полиция, магазины, фирмы, а также взрослое население этого неспокойного района, где живут, в основном, выходцы из Латинской Америки и афроамериканцы. Она совмещает в себе функции собственно библиотеки, клуба по интересам, «дома культуры», социальной службы — одним словом, это своего рода системообразующий социокультурный центр местного сообщества, созданный самим населением и работающий под его непосредственным контролем и при его активной поддержке.
Российские библиотеки изначально шли иным путем. Первая специализированная библиотека для молодёжи — Московская центральная городская юношеская библиотека им. М. А. Светлова — была открыта в апреле 1941 года. Тогда она называлась «Городская юношеская библиотека № 3». Спустя 25 лет в стране по инициативе Министерства культуры РСФСР, ЦК ВЛКСМ и ЦК профсоюзов была создана Государственная республиканская юношеская библиотека имени 50-летия ВЛКСМ (ныне — Российская государственная библиотека для молодежи), а вслед за ней в различных регионах стали создаваться по аналогичной схеме республиканские, областные, краевые, городские юношеские библиотеки.
В настоящее время у нас начался процесс, отличный от американского: в структуре региональных научных, городских и районных библиотек появляются отдельные молодёжные пространства (т.н. «молодёжные зоны»).
Итак, возвращаясь к книге «Cool teen programs: for under $ 100», хочется процитировать суждение её составителя Дженин Лиллиан: «Чем меньше становится безопасных мест для подростков, куда бы они могли прийти одни или с друзьями, тем очевиднее становится новая роль библиотекарей, работающих с молодежью. Библиотеки становятся всем известным „третьим местом“ в местном сообществе, а это влечет за собой и перемены в работе библиотекарей. Теперь библиотека позиционирует себя как культурный центр, который готов предложить гораздо больше, чем просто книги; а библиотекари, работающие с молодёжью, разрабатывают программы мероприятий с целью привлечь молодых пользователей в библиотеку, показать, что она им может предложить, вовлечь их в этот процесс развития». А важность программ она видит в том, что «успешная программа для молодёжи значит гораздо больше: она знакомит молодых людей друг с другом, с библиотекой как полифункциональным пространством, с библиотекарями как наставниками».
К числу базовых условий, выполнение которых позволит успешно разработать и реализовать библиотечные программы для молодёжи, справедливо отнесены рациональное планирование библиотекарями, работающими с молодёжью, бюджета программ и успешное продвижение услуг для этой категории пользователей при любом бюджете.
Вот, например, какие советы по эффективному маркетингу, нацеленному на молодёжь, дают авторы книги.
- Помните, что молодые люди хотят быть не просто потребителями, но и создателями. Одна из причин, почему молодёжь так любит MySpace, Facebook и другие социальные сети, — возможность создавать контент.
- Учитывайте, что для молодёжи важны и нужны перемены. Не поддавайтесь искушению использовать эту стратегию снова и снова, молодые люди всё время хотят видеть что-то новое. Чаще меняйте ваши библиотечные выставки. Сделайте их более привлекательными, «разбавив» книги молодёжной атрибутикой или иллюстрациями, сделанными самими пользователями библиотеки.
- Нужно знать свою целевую аудиторию. Привлечь внимание молодых людей постарше скорее получится, если разместить фотографии с недавно прошедшего мероприятия на Flickr. Увидев, как его сверстники весело проводят время в библиотеке, каждый наверняка захочет принять участие в следующем вашем мероприятии.
Мы имеем возможность детально ознакомиться с целым набором программ для молодых людей, учитывающих самые различные виды потребностей той или иной категории.
Программы, по-своему уникальные, основаны на интересных идеях, которые несложно воплотить. Обращает на себя внимание тот факт, что все программы ориентированы не на преодоление негативных явлений в молодёжной среде, чем ещё в значительной мере продолжают заниматься российские библиотеки (и корни этой установки уходят глубоко в советское время борьбы и преодоления), а на реализацию и поддержку позитивных потребностей молодых людей.
И ещё: как правило, деньги на проведение мероприятий берутся не из бюджета библиотеки, а привлекаются со стороны. Библиотекам помогают и фирмы, и торговые компании, и отдельные магазины, и даже рестораны. Идея спонсорской помощи библиотекам развита в США чрезвычайно высоко, потому что в том положительном, что происходит с детьми, подростками, молодёжью в библиотеках, заинтересовано всё население города.
По справедливому мнению американских специалистов, успешная программа для молодёжи знакомит молодых людей друг с другом, с библиотекой как полифункциональным пространством, с библиотекарями как наставниками. В свою очередь и библиотекари узнают от пользователей, с которыми работают, столько же, сколько те от них, и это вдохновляет.
Итак, на какие группы молодёжи рассчитаны программы? Их можно было бы определить так: для умников; для любителей делать что-то своими руками; для начинающих кулинаров; для любителей игр; для любителей сцены; для молодёжи с особыми потребностями; для любителей информационных технологий.
При том, что российские библиотекари располагают русскоязычным переводом «Руководства по библиотечному обслуживанию юношества» IFLA и «Руководством по библиотечному обслуживанию молодёжи для публичных библиотек России» Российской библиотечной ассоциации, думается, чрезвычайно полезным будет ознакомиться также с подходами американских библиотекарей, отражёнными в «Руководстве по библиотечному обслуживанию молодежи в возрасте от 12 до 18 лет», разработанном YALSA еще в 2006 году.
На какие важные суждения, отражённые в данном Руководстве, стоит обратить особое внимание?
- в обслуживании молодёжи надо учитывать культурные и социально-экономические различия в обществе;
- для молодёжи нужно выделить пространство и фонды, а также готовить для неё специальные программы;
- библиотекари должны уважать потребности молодёжи в личном пространстве и беспристрастном отношении к себе;
- обслуживанием молодёжи должны заниматься подготовленные специалисты;
- технологии и ресурсы должны быть такими, какими молодые люди привыкли пользоваться в повседневной жизни (и не надо библиотекарям стесняться спрашивать у них совета);
- при формировании фонда нужно внимательно относиться к потребностям молодёжи, выявлять их, задавая вопросы;
- помощь в подготовке домашних заданий — одна из главных задач в работе с учащейся молодёжью;
- важно понимать, что молодых людей часто в целом не интересует информация, которую они запрашивают, она нужна им только для учёбы — здесь и сейчас.
Одним словом, несмотря на то, что книга обращена прежде всего к американским библиотекарям, для нас, россиян, она очень полезна и познавательна. Полезна потому, что предлагает разные варианты работы с молодёжью, которые вполне вписываются в российскую библиотечную практику и соответствуют потребностям нашей молодёжи, а познавательна — потому что позволяет лучше понять позицию, точку зрения американских коллег на место библиотеки в формировании внутренних ценностных установок, личности молодых людей, познакомиться с формами и методами работы с ними, наконец, лучше узнать самих молодых американцев, их образ жизни, их предпочтения и надежды, связанные с библиотеками.
Отличная книга. Еще раз благодарим Ирину Борисовну и ее команду за такой подарок. Уже активно используем эту книгу в работе.