Статья Джона Хорригана посвящена отношению к публичным библиотекам в США, в том числе и среди молодых людей, выросших в эпоху гаджетов. Она основана на данных большого социологического исследования, проведённого исследовательским центром Пью. Как выяснилось, многие молодые читатели, как и их родители, ожидают от своих местных библиотек довольно многого.
Большинство молодых американцев считают публичные библиотеки важной составной частью жизни местного сообщества и уверены, что в библиотеках есть те ресурсы, в которых они нуждаются. Кроме того, публичные библиотеки помогают им ориентироваться в современном потоке информации и отсеивать недостоверную. На вопрос, нужны ли библиотеки в будущем, значительное число девушек и юношей в США отвечают утвердительно, хоть и уточняют, что услуги современной библиотеки в наше время должны быть довольно многообразными: необходимы обучающие программы по развитию цифровой грамотности (так считают 80% опрошенных), помощь старшему поколению в освоении новых технологий, таких как, например, 3D-принтеры (мнение 50%). В то же время 57% американской молодёжи уверены, что библиотека должна предлагать более комфортные пространства для чтения, работы и отдыха.
Участники опроса разошлись во мнениях по поводу главного вопроса — отношение к самим книгам в библиотеках: 24% поддерживают идею освобождения библиотечного пространства от книг и книжных полок, чтобы было больше места для общения и размещения оргтехники, а 31% считают это неправильным. Четверо из десяти респондентов думают, что библиотеки должны хорошо взвесить «за» и «против», рассматривая переформатирование книжного фонда.
Телефонный опрос Пью-центра (он проводился с 7 марта по 4 апреля 2016 года), в котором принял участие 1601 респондент в возрасте старше 16 лет, показал, что американцам, в том числе и молодым, по-прежнему нравится состояние местных публичных библиотек. Например, почти три четверти (77%) респондентов считают, что местные публичные библиотеки предоставляют им все нужные ресурсы. Среди молодёжи от 16 до 29 лет этот процент ещё выше — 84%.
Две трети опрошенных (66%) уверены, что закрытие ближайшей библиотеки будет иметь серьёзные последствия для их местного сообщества, но что интересно — только 33% утверждают, что закрытие библиотеки повлияет лично на них, либо на их семью. Интересно, что к возможному закрытию библиотек разные категории населения относятся довольно плохо. В негативном влиянии закрытия местных библиотек уверены выпускники колледжей (71%), и всего лишь 15% молодых людей, не получивших образования в колледже, считают, что закрытие библиотек никак не повлияет на местное сообщество. Среди уверенных, что лично на них самих и их семьи отсутствие библиотеки никак не повлияет — 39% молодых людей в возрасте от 18 до 29 лет, а также 40% людей, не обучавшихся в колледжах.
Всё больше людей склоняются к тому, что публичные библиотеки могут помочь им разобраться, какой информации можно доверять: 37% американцев убеждены, что вклад библиотек в данный аспект работы с населением весьма велик, а это на 13% больше, чем показывал опрос 2015 года – тогда их было всего лишь 24%.
Большинство молодых американцев считает, что библиотеки прекрасно справляются с задачей предоставлять людям безопасное место для общения и приятного времяпрепровождения (69%), а также открывают образовательные возможности (58%). Практически половина из них уверена, что библиотеки много делают для того, чтобы дать толчок творческому потенциалу молодёжи (49%), что они позволяют знакомиться с новыми технологиями (47%). 38% ответили, что вклад библиотек в формирование общности людей, проживающих в данном районе, довольно велик. 37% не сомневаются, что библиотеки серьёзно помогают разбираться с потоком информации. 33% высоко оценили помощь библиотек в поиске информации, касающейся здоровья. 29% считают, что в пространстве библиотеки можно проводить собрания по поводу проблем, возникающих в местном сообществе. 22% говорили, что здесь всегда можно найти помощь в поиске работы или даже пройти специальное обучение по её поиску. 19% думают, что именно библиотека становится важным местом, когда случается природная катастрофа или что-то серьёзно угрожает местному сообществу.
Что делать с книгами в библиотеке? Читатели пока не определились
Конечно, библиотеки оказались в сложной ситуации с наступлением цифровой эры, когда подрастающие поколения с самого детства с лёгкостью осваивают различные гаджеты и быстро учатся находить любую нужную информацию в Сети. Они столкнулись с изменениями в материальной стороне библиотечного дела, с новыми подходами к использованию библиотек, а также с необходимостью предоставлять новые виды услуг. Произошли радикальные изменения и в способах распространения информации.
Однако исследование 2016 года показывает, что, несмотря на изменения, отношение публики к роли библиотек в жизни общества вполне позитивное. Многие молодые американцы интересуются широким спектром новых услуг — от развития своих навыков использования компьютерных технологий до обучения основам работы с информацией, чтобы понять, как отличать достоверные новости от «фейковых».
Как и в прошлых исследованиях, Пью-центр оценил посещаемость библиотек. В целом, 53% людей старше 16 лет взаимодействовали с библиотеками в прошедшем году — либо посещали их, либо пользовались официальным сайтом или мобильным приложением. Примерно 48% взрослых посещали библиотеку или книгомобиль, а это на 4% больше, чем в 2015 году.
Выпускники колледжей были более склонны к посещению публичных библиотек в 2016 году (59%). Частота посещений оставалась относительно стабильной с 2013 года. Среди тех, кто приходил в библиотеку лично, 30% делали это несколько раз в месяц или чаще (против 31% в 2013 году и 28% в 2015 году). Для пользователей официальных сайтов библиотек был важен доступ к ним с мобильных устройств, и 49% с помощью смартфона или планшета просматривали сайт (цифра практически не изменилась с 2015 года, когда она достигла 50%).
Почти две трети молодых посетителей библиотеки берут домой печатные книги. Многие приходят сюда читать, учиться или работать с компьютером
Когда молодых людей спрашивали, почему они приходят в библиотеку, большинство называло вполне традиционные причины: взять книги домой (64% посетителей, немного меньше, чем в 2012 году — 73%, и в 2015 году — 66%) или же просто посидеть и почитать в комфортной обстановке, позаниматься или поработать с компьютером (49%, как и в 2012).
Однако помощь библиотекарей стала требоваться гораздо меньшему количеству людей — если в 2012 году таковых было 50%, в 2015-м — 42%, то в 2016 году их осталось всего 35%. С другой стороны, в 2016 году 27% посетителей библиотек приходили сюда на различные занятия, лекции или обучающие программы, в то время как в 2015-м — всего 17%. Совсем немногие американцы ходят в библиотеку, чтобы воспользоваться 3D-принтером или другими техническими устройствами — только 13%, что сопоставимо и с 2015 годом.
Люди пользуются компьютерами и доступом к интернету в библиотеках
Посетители библиотек также активно пользуются техническими возможностями библиотек. Данное исследование показывает, что 29% американцев старше 16 лет приходят туда, чтобы поработать на компьютере, поискать информацию в интернете или подключиться к бесплатной сети Wi-Fi. Цифры сопоставимы с 2015 годом. Среди этих 29% пользователей компьютеров и интернета — почти половина (45%) в возрасте от 16 до 29 лет. Используя библиотечную технику, читатели, как правило, готовят исследовательские работы для школы или вуза (61%), пишут электронные письма (53%). 38% ищут информацию, связанную со здоровьем, а 26% посещают занятия в самой библиотеке или участвуют в обучающих онлайн-курсах. В основном эти цифры в последние годы не менялись, только значительно увеличилось число людей, обучающихся дистанционно.
Сайты библиотек используются для поиска доступных ресурсов или для продления книг
Для 27% молодых людей, обращавшихся к сайтам библиотек или мобильным приложениям в предшествующий исследованию год, наиболее важными являются такие функции сайтов, как поиск в каталогах, предварительный заказ книг, продление взятых книг и журналов или же исследовательская работа. 58% обратившихся к сайту использовали библиотечный каталог. 44% заказывали книги, как печатные, так и аудио, электронные книги, CD или DVD. 44% делали исследование или готовились к занятиям. 40% продлевали книги, DVD или CD. 37% использовали различные базы данных, доступные через сайт. 31% читали книжные рецензии или искали рекомендации по поводу того, что им читать.
Портрет человека, никогда не посещавшего библиотеку
Почти половина (48%) американцев, в том числе молодёжь, посещали библиотеку в течение года. Около трети (32%) заявили, что когда-то были в библиотеке, просто не в прошлом году, и только пятая часть (19%) вообще никогда там не была. В основном это — выпускники средней школы и дети (29%), американцы с доходом ниже среднего (27%). Однако 12% никогда не бывавших в библиотеке респондентов — из довольно обеспеченных семей, 11% — выпускники колледжей.
Несмотря на тот факт, что непосредственного опыта взаимодействия с библиотеками у них не было, многие из этих людей относятся к данным учреждениям позитивно, хоть и с меньшим энтузиазмом, чем те, кто их посещает. Если среди активных читателей 77% уверены, что библиотека предоставляет им все нужные ресурсы, то почти две трети (65%) тех, кто туда никогда не ходит, как ни странно, тоже согласны с этим утверждением, вероятно, потому, что их друзья и члены семей пользуются библиотечными материалами и услугами. Интересно, что больше половины (56%) не посещающих библиотеки всё же уверены, что закрытие этих учреждений повлияет на местное сообщество, а 19% не сомневаются, что повлияет и лично на них самих и их семьи.
Что касается отношения к библиотекам в целом, то главное различие между читателями и теми, кто игнорирует библиотеки, заключается в следующем: читатели, в том числе и молодые, уверены, что библиотека помогает им разобраться в информационных потоках (43%), а среди не-читателей этот процент достигает только 29. Скорее всего, здесь играет роль тот факт, что кто-то из членов семьи или друзей всё же библиотеками пользуется.
Исследовательский центр Пью. Интернет и технологии
Pew Research Center. Internet &Technologies
Исследовательский центр Пью — независимая исследовательская организация, информирующая публику о различных проблемах и тенденциях современного мира. Она изучает общественное мнение, демографию, современные СМИ и проводит другие эмпирические исследования в сфере общественных наук. Центр Пью политически независим, а поддерживает его фонд The Pew Charitable Trusts. Исследованиями в сфере библиотечного дела центр регулярно занимался с 2011 по 2016 годы.
Перевела с английского Елена Юшкова
Источник: http://www.pewinternet.org/2016/09/09/libraries-2016/
Оставьте первый комментарий